Позднее Ctrl + ↑

Конструировать или рассказывать

Чтобы текст было легко читать, его нужно писать так, будто ты его рассказываешь. Как бы проговариваешь текст в голове и тут же пишешь, не задумываясь. И когда написал — редактируешь.

А бывает наоборот: ты текст не рассказываешь, а как бы конструируешь. Не проговариваешь в голове, а собираешь из кусочков, как конструктор. Когда конструируешь, текст всегда получается нечитаемым.

Вот вам для сравнения конструированный и естественно рассказанный текст:

Конструктор

Рассказ

Мой опыт управления командой до 10 человек — 4 года. Тематики подразделений всегда были разные: редакция электронных книг (издательство «Конспект»), мобильных приложений (киностудия «Ленфильм»), детский сайт с аудиторией более 2 млн. пользователей (международная франшиза «Медведушкино»), а также отдел контент-маркетинга веб-студии «Крабс».

Последние четыре года я работал менеджером. У меня были небольшие команды, от трех до десяти человек. Я занимался электронными книгами в издательстве «Конспект». На «Ленфильме» я делал контент для мобильных приложений. Год назад занимался контентом на детском сайте «Медведушкино». Последний год я работал веб-студии «Крабс», и там тоже занимался контентом.

Понятно, что вариант справа еще не идеальный, но его уже гораздо легче читать. Теперь отредактируем:

До редактуры

После

Последние четыре года я работал менеджером. У меня были небольшие команды, от трех до десяти человек. Я занимался электронными книгами в издательстве «Конспект». На «Ленфильме» я делал контент для мобильных приложений. Год назад занимался контентом на детском сайте «Медведушкино». Последний год я работал веб-студии «Крабс», и там тоже занимался контентом.

Я работаю менеджером. Последние четыре года — в небольших отделах, от 3 до десяти человек. Моя основная работа — текст: я делал электронные книги в издательстве «Конспект», мобильные приложения на «Ленфильме», статьи для детского сайта «Медведушкино». Последний год писал статьи и вел соцсети для веб-студии «Крабс».

При следующей редактуре нужно не забыть о выводах, примерах и сценариях.

Давайте еще потренируемся:

Нет

Да

В издательстве у нас было более 10 тысяч единиц контента, на детском сайте был ежедневный план в 7 статей и еженедельный план по запуску развлекательных активностей. В веб-студии помимо ежемесячного плана создания экспертных статей, постов соц.сетей, управления рассылками, также был ежеквартальный план по выпуску 1 спец.проекта и 1 white-paper в квартал.

В издательстве я за два года написал 10 тысяч единиц контента. На детском сайте у меня выходило по 7 статей в день, плюс каждую неделю — конкурс или викторина. В веб-студии мы каждый месяц выпускали экспертные статьи, плюс ежеквартальные спецпроекты и аналитика.

См. также: скобки

Справочник Главреда

С 2011 года я пишу статьи и советы о редактуре. Они помогают редакторам писать интересные статьи, привлекать читателя, рассказывать о себе и рекламировать продукты своих клиентов.

Советов и статей уже за 300: это полноценный электронный справочник по редактуре. В нем пять лет редакторского опыта, который я перерабатываю в обучающие и справочные статьи. Часто я пишу статьи, потому что нахожу интересную закономерность в редактуре. Иногда разбираю чужие статьи. Иногда пытаюсь вывести редакторские законы и составить шпаргалки.

Любой человек, который прочитает и поймет все эти статьи, уже будет знать о редактуре больше, чем демиурги копирайтинга™.

До сегодняшнего дня справочник жил на моем личном сайте. Теперь он живет на сайте Главреда. Запомните адрес:

Как и раньше, страница начинается со свежих статей в хронологическом порядке. Это для тех, кто регулярно следит за статьями и хочет получать редакторские знания первым:

Для тех, кто впервые у нас, есть раздел «Для начинающих»: это необходимый минимум, после которого можно углубляться в другие разделы.

Советы и статьи разложены по категориям по полезному действию: удержать внимание, создать доверие, рассказать о себе, прорекламировать, подтолкнуть к полезному действию, сократить, повысить читаемость, эффектно подать текст, улучшить интерфейс, перевести, договориться с клиентом, построить карьеру в редактуре. Изучите все статьи раздела, чтобы стать сильнее в каком-то направлении редактуры:

Если вы ищете конкретный совет или хотите подобрать советы на определенную тему, пользуйтесь поиском. Пока что он находит только точную фразу из текста совета, но скоро научится обрабатывать запросы на естественном языке. Пока что лучший способ — ввести корень слова, который вы хотите найти. Например, чтобы найти советы о верстке, впишите в поиск «верст»:

Доступ к советам и статьям справочника бесплатный навсегда. Постепенно в справочник попадут хорошие статьи других авторов. Если у вас есть такие, присылайте: maxim.ilyahov@yandex.ru

Ищу международную логистическую компанию

Сегодня мы открыли предзаказ книги «Пиши, сокращай» с доставкой по России. За доставку у нас отвечает агрегатор «Яндекс-доставка»: он собирает предложения от российских доставщиков и дает нашим читателям лучшую цену. Если не случится ничего экстраординарного, доставку по России мы сделаем.

Проблема с доставкой за пределами России: «Яндекс-доставка» там не работает.

Нам с Людой нужна логистическая компания, которая сможет доставить книгу на Украину, в Белоруссию, Казахстан, Эстонию, Латвию, США, Бразилию, Германию, Францию, Испанию и далее со всеми остановками.

Параметры такие:

Официальный договор с российским ИП,

АПИ для оценки стоимости доставки

Личный кабинет для контроля доставки

Курьер от компании приедет на склад, чтобы забрать книги

Мы не занимаемся таможенными вопросами

Международную доставку оплачивают наши читатели, поэтому я хочу, чтобы это стоило дешевле, чем в DHL. Но качество и надежность мне важнее.

Все компании, с которыми мы общались, предлагали нам хорошие условия по цене, но за наличные и без договора. Но мы работам строго официально, поэтому такой вариант нам не подходит.

Мы ожидаем получить где-то 100 международных заказов. Если вы знаете, кто мог бы нам помочь с такой задачей, напишите: book@glvrd.ru

2016   книга

Проблема со всеми копирайтерскими формулами

Проблема со всеми копирайтерскими формулами такая: они ставят форму впереди содержания.

Допустим, копирайтер придумал формулу «7,5 плюшек». Согласно этой формуле, в любом рекламном тексте должно быть ровно семь «плюшек», то есть преимуществ, и еще одна дополнительная «полуплюшка». Почему семь? Потому что НЕЙРОНАУКА!

Дальше его последователи начнут ставить во все свои рекламные материалы ровно семь с половиной «плюшек». И неважно, что столько у товара может не быть. Или наоборот: у товара 12 «плюшек», но ведь сказано семь с половиной. Значит, оставляем семь с половиной.

В обоих случаях получится отстой. Но не потому, что 7,5 — плохое число, вовсе нет. Отстой из-за того, что автор думает не о смысле, а о формулах. А думать надо о смысле.

Формулы — крутейший инструмент: с помощью формул опытный автор доносит до других знания, даёт им возможность прокачать своё ремесло. «Удалять стоп-слова» — формула. «Ставить правильные подлежащие и сказуемые» — формула. Весь информационный стиль — это поиск и проверка формул. Но в итоге это просто инструмент, применять его нужно осознанно.

Формулой можно пользоваться как вспомогательным инструментом, чтобы проверить себя. Но сначала нужно написать полезный и интересный текст. Любое слепое следование формулам и шаблонам в написании текста — признак дилетанта. Тем более вредно начинать текст не с поиска смысла и пользы, а с выстраивания скелета из формул.

Пропаганда формул пусть останется на совести демиургов копирайтинга. Я же рекомендую редакторам и авторам никогда не выключать голову. И аккуратнее с плюшками.

В книге «Пиши, сокращай» ноль волшебных формул копирайтинга. Зато целый параграф посвящен поиску пользы для читателя. Демиурги такое не одобряют.

Как описывать продукт в мире читателя

Сняли проморолик о книге. Помимо того, что это реклама, тут еще и полезный совет о редактуре:

Предзаказ для Москвы уже открыт на book.glvrd.ru. На этой неделе — предзаказ для всех городов России.

Редактор для спортклуба

В продвинутом курсе Главреда есть задание «Текст о себе». Так как многие мои студенты — редакторы, я часто проверяю рассказы о редакторах. Вот один из интересных случаев.

Это рассказ о себе редактора, который хочет работать в спортклубе. Прочитайте целиком, а далее посмотрим, как эту задачу можно решить элегантнее:

Что здесь хорошего и плохого

Хорошо: позиционирование. Не просто «редактор на все случаи жизни», а редактор именно для спортклуба. Человек знает, что спортклубу нужно, и, судя по всему, умеет решать его задачи. При таком позиционировании найти клиента гораздо проще, чем если стрелять сразу во всех направлениях.

Хорошо: тональность — спокойная, дружелюбная и заботливая. Без пафоса и самовосхваления. Нормально так, приятно читать.

Плохо: структура в мире автора. Документ организован вокруг того, что человек делает, а не вокруг того, чем он полезен. Такая структура полезна, когда ты хочешь работать «молотком», то есть когда работодатель ищет исполнителя под конкретную узкую задачу типа «работать в Фотошопе».

А здесь наоборот: человек представляет себя как управленца и самостоятельную боевую единицу. Здесь нужна структура вокруг полезного действия:

В мире автора

В мире читателя

Пишу текст
Веду проекты
Заполняю сайт

Возьму на себя весь текст
Организую мероприятия
Помогу с рекламой и пиаром

Плохо: детализация собственных действий, а не полезного действия. Автор тщательно перечисляет, какие конкретно действия он совершает: пишет сам, редактирует чужое, звонит тем, благодарит этих. Нужно наоборот, рассказывать о пользе от своей работы: это поможет тут, поможет там, решит такую-то задачу.

Действия автора

Полезное действие

Пишу собственный текст, редактирую чужой, публикую на сайте и в соцсетях, при необходимости верстаю сам или помогаю дизайнеру

Делаю так, чтобы клиенты узнавали о событиях клуба и промоакциях. Для этого делаю то-то и то-то. Я беру это на себя, чтобы вам не пришлось тратить время на контроль и исправления

Плохо: мало подробностей, которые показывают знание жизни спортклуба. Попробуйте заменить спортклуб на клинику или на детский развивающий центр — текст подойдет. См. об этом: Как понять, что текст о компании слабый

Действия автора

Полезное действие

Напишу концепцию события, расскажу об идее, подогрею интерес и подготовлю пресс-релиз.

Знаю, как организовать промоакцию, которая привлечет в клуб новых клиентов: например, соревнование или открытый танцевальный мастер-класс. Придумаю концепцию, найду тренеров...

Плохо: нет конкретного предложения. Человек за всё письмо так и не называет прямо, чего он хочет и что предлагает. Он просто говорит о себе: я такой-то. Нужно было просто и честно в самом начале сказать, что предлагаешь или хочешь: «Хочу работать редактором в спортклубе „Ворлд-класс“».

Плохо: всё вывалено в одном письме. Никаких вопросов, даже закрытых. Сразу полное коммерческое предложение, без понимания задач конкретного клиента. Сразу выставлена цена. Сразу перечислены все услуги. 

Проблема в том, что здесь слишком много может пойти не так: начиная с того, что клубу может быть не нужен такой редактор, и заканчивая ценой, которая покажется директору клуба завышенной. И так как всё уже сказано в письме, нет повода задать вопрос или что-нибудь обсудить.

Такой текст может быть, когда он адресован неконкретному кругу лиц: когда это текст на сайте, на который заходят десятки и сотни потенциальных работодателей. Они тебя ни о чем не спрашивают, ты как бы предугадываешь их вопросы и хочешь на них по-максимуму ответить.

Но тут явно другая ситуация: это предложение какому-то конкретному спортклубу. Есть смысл поубавить саморекламы и сосредоточиться на вопросах клиенту. По крайней мере, предложить эти вопросы обсудить.

Плохо: гифка. Достали гифки, ей-богу. Они несмешные, и из ста человек, которые их используют, остроумно не получается ни у кого, в том числе у меня.

Мое решение

Предлагаю так: вместо длинного КП — короткое простое письмо. В письме: 

  1. Конкретное предложение
  2. Знание деталей
  3. Доказательство опыта
  4. Приглашение к диалогу

Вот как это будет выглядеть:

Здравствуйте, Иван!

Меня зовут Петр, я редактор. Хочу помогать вашему спортклубу с сайтом, мероприятиями, рекламой и привлечением клиентов.

Я работал редактором в клубе «Зебравилль». На мне был весь текст: реклама, объявления, сценарии видеороликов и мероприятий, рассылки и поздравления клиентов, сайт и контекстная реклама.

Я сам организовывал открытые мастер-классы и соревнования, о которых писали в местных СМИ и после которых в клуб записывались новые клиенты. Я научился делать это самостоятельно и при необходимости подключать нужных мне людей: тренеров, ведущих, дизайнеров, пиарщиков, журналистов и производителей сувенирной продукции.

Я не знаю, какие задачи стоят перед вашим спортклубом. Но предполагаю, что я мог бы быть полезен как пиарщик, рекламщик или просто главный по тексту. Если вам интересна такая помощь, буду рад созвониться или встретиться.

Петр Петров, +7 903...

Подписывайтесь на продвинутый курс, чтобы получить разбор своего текста о себе. Или почитайте разборы и случаи из работ других участников.

Разбор: интерактивная статья

На прошлой неделе редакторы второго набора доделали задание «Интерактивная статья». Стояла задача придумать интерактивный спецпроект для воображаемого журнала «Юный техник», который бы помог рассказать о батареях «Теслы», генетическом анализе «23-энд-ми» или о «Фьюжн-гитаре».

На вебинаре разбираю результаты работ и рассказываю, что улучшить. Будет полезно будущим наборам Школы редакторов.

Терминатор и будущая карьера

Представьте: вы учитесь на первом курсе Института инфостиля им. Ильяхова. Вам 18 лет, вы прекрасны, инфостильны и на бюджете.

Как всегда после занятий вы выпиваете в баре «Компотик». В бар заходит Терминатор, робот-убийца из будущего. Терминатор просит подзарядиться от ЮСБ. У вас как раз есть переносная батарея. Терминатор подсаживается к вам.

Пока Терминатор заряжается, вы выясняете, что он прилетел всего лишь на пять лет назад, из 2021 года. Вы спрашиваете: «Терминатор, каково живется редакторам в 2021 году?»

— Хреново живется, ребята. Очень большая нагрузка, работают по двенадцать часов в день, по ночам проверяют тетрадки своих учеников. А еще редакторские собрания, редсоветы, чуть что — уголовка. А платят им всего 15 тысяч в месяц.

Вы в шоке. Продолжаете спрашивать:

— Хорошо, Терминатор, а кому из диджитальщиков хорошо живется в 2021 году?
— Чуть лучше живется дизайнерам. У них зарплата 50 тысяч рублей.
— А вообще кому хорошо живется?
— Вообще в 2021 году самые богатые люди — разработчики нейросетей.
— Спасибо, Терминатор!
— Не за что, редакторы!

Бросите ли вы после этого редактуру? Пойдете ли учиться на разработчика нейросетей?

Если после этого вы продолжите заниматься редактурой, то должно быть верно хотя бы одно из следующих утверждений:

1. Вы не верите Терминатору и готовы рискнуть своим будущим благосостоянием. Не верить и рисковать — ваш выбор.

2. Вы считаете инфостиль своим призванием, поэтому готовы жить бедно, лишь бы нести культуру массам. Жить бедно — ваш выбор.

3. Вы советский человек и склонны к патернализму. Вы уверены, что раз вы получаете высшее образование в институте Ильяхова, то Ильяхов отвечает за ваше благополучие. Если потом вы будете зарабатывать мало, виноват будет Ильяхов.

4. Вам кажется, что раз вы поступили на первый курс, то у вас больше нет выбора: вы не можете сменить специальность, попробовать себя в чем-то другом или даже совмещать учебу с теми же нейросетями.

Проповедь

Я считаю так: каждый сам отвечает за последствия своих карьерных решений.

Вот ты учишься в институте. Тебя окружают нищие преподаватели. Ты видишь, что если станешь преподавателем в этом вузе, ты будешь таким же. Если ты стал нищим преподавателем — это твой выбор.

Если ты выучился на профессию, которая оказалась невостребованной — это твое личное дело. Ты можешь сменить профессию. Можешь сидеть на шее у родителей. Если ты ошибся в выборе профессии, никто тебе не виноват.

Понятно, что в любом вопросе множество нюансов. Некоторым людям по состоянию здоровья можно работать только в каком-то определенном месте. Или которых из-за возраста уже никуда не возьмут, а до пенсии они себя не обеспечили. О таких людях общество должно заботиться, если они не смогли позаботиться о себе сами. Но заботиться в формате «обеспечить минимальный уровень жизни», а не «платить наравне с востребованными специалистами».

Если человек уже сегодня знает, что выбранный им путь гарантированно приведет его в тупик, — зачем он по нему идет? Почему не свернет?

Призвание

Я занимаюсь инфостилем, потому что он несет вечные ценности: честность, простоту и внимание к смыслу. Когда всем надоест слово «инфостиль», я придумаю какое-нибудь новое слово и буду продвигать его. Это мой выбор.

Если у меня ничего не получится, в этом буду виноват только я сам — не Горбунов, не Лебедев, не Путин и не Медведев. Я не пойду к Горбунову и не спрошу: «А че дизайнеры получают 50 тысяч, а редакторы 15? Где справедливость?»

Ведь я заранее знаю ответ:

«Никакой справедливости нет.
Каждый сам отвечает
за свою карьеру»

См. также: рынок, расценки и справедливая цена

Цветная оценка Главреда

Теперь Главред не только оценивает долю стоп-слов в тексте, но и красит оценку в один из трех цветов: зеленый, оранжевый или красный, в зависимости от баллов.

Плохо

0,0—4,9
С текстом что-то не так. Проверьте, не робот ли его написал

Средне

5,0—7,4
Дочистите до 7,5 и займитесь смыслом, подачей и читаемостью

Хорошо

7,5—10
Хватит чистить. Займитесь смыслом, подачей и читаемостью.

Если вам больно, что Главред не ставит тексту десять баллов, не переживайте. Теперь можно добиться оценки в «зеленой зоне» и наконец-то заняться тем, что действительно важно: пользой, смыслом, интересом, подачей и иллюстрированием. Если оценка еще не в «зеленой зоне» — продолжайте чистить.

Обновление уже работает: GLVRD.RU

Что почитать о важном

К сожалению, удаление стоп-слов из текста — лишь малая часть работы. Скоро Главред научится оценивать текст более подробно, но пока что почитайте о том, что действительно важно в тексте.

Хороших выходных!

Иллюстрация или декорация

Бывает так: человек пишет статью и понимает, что ему нужна иллюстрация. Ставит картинку в текст: одну, вторую, десятую, — и получается ерунда. Статья стала более расплывчатой, читать ее стало тяжелее, фокус сбился. То есть всё наоборот: должно было помочь, а по факту сделали хуже.

Ключ в том, что автор путает декорацию и иллюстрацию.

Декорация — это просто красивая картинка, которая разбавляет текст без особой привязки к смыслу всей статьи. Часто декорация дублирует какой-то фрагмент статьи по смыслу.

Иллюстрация — это изображение, которое более раскрывает смысл статьи, то есть дополняет ее.

Декорация дублирует, иллюстрация дополняет.

Допустим, человек пишет статью о танцах. Заголовок «Как научиться импровизировать в танцах». Что там сейчас по тексту — не важно. Посмотрите на текст по диагонали и решите для себя, какой вариант статьи вам интереснее:

Смотрим на левую картинку с негритенком. Она не раскрывает смысл своего раздела. Из этой картинки понятна только эмоция: «Я ничего не понимаю». Это декорация.

Что на правой картинке: это видеозапись, в которой, судя по подписи, показывают базовые движения в хип-хопе. Она раскрывает смысл раздела: базовые движения в хип-хопе вот такие. Это иллюстрация.

Представьте, что картинка — это текст. Сможете ли вы собрать предложение из вашей картинки и окружающего ее текста? Если сможете, и это предложение осмысленное — то иллюстрация нормальная. Если предложение какое-то неполное или непонятно зачем здесь написанное — перед вами декорация.

Если заглянуть глубже в текст, мы поймем, зачем тут негритенок. Он иллюстрирует фразу «всё равно что говорить на незнакомом языке»:

То есть формально это иллюстрация: она вроде как дополняет текст по смыслу. Но это только формально. Текст у нас о танцах, а значит и вся информация в ней должна быть о танцах. То, что здесь используется метафора языка — это случайность, отклонение от темы. И усиливать это отклонение от темы иллюстрацией — вредно для фокуса.

А вот дальше в статье классный ход: автор использует смешную гифку с болтающимся человеком, чтобы проиллюстрировать танец одновременно руками и ногами. Говорит, что смотрите на эту гифку и никогда так не делайте, потому что это выглядит глупо:

Смотрите: это ведь тоже смешная гифка. Но в этом случае она идеально иллюстрирует мысль, которую автор хочет сообщить: «Не танцуйте сразу всем телом». Этот узел в статье сразу стал живым и убедительным. Потому что иллюстрация по теме.

Чтобы статью было интересно читать,

в ней должны быть иллюстрации по теме

Нет

Да

Смешные гифки из фильмов и сериалов

Прямые иллюстрации того, о чём вы говорите

Задумчивые портреты героя

Портреты героя за тем делом, о котором идет речь

Красивые пейзажи и абстрактная красота

Пейзажи конкретных мест, о которых идет речь

Фотографии с фотостока

Фотография того, о чем вы пишете

См. также: почему ваша картинка к статье — говно

P. S. Статья в примере — одна из работ участника продвинутого курса Главреда. Подписывайтесь на вариант с домашними заданиями, и о вашей работе тоже может появиться статья в блоге.

Вебинар Школы редакторов. Информационный текст о Тесле и коллайдере

Иногда на второй ступени Школы редакторов я собираю своих редакторов и помогаю им с заданием — уже после того, как поставил оценки, разумеется. Так как этот год — последний, в котором я на второй ступени даю задания про Теслу и коллайдер, решил опубликовать такую встречу для следующих наборов.

У ребят было задание рассказать о безопасности Теслы или безопасности адронного коллайдера. Для этого им предложено спроектировать, написать и оформить страницу для сайта.

На вебинаре я ссылаюсь на чатик. Это спецбеседка для общения редакторов второй ступени. В ней я даю комментарии по работам и помогаю разрешить противоречия.

Кто хотел, но не успел поступить в Школу редакторов — попробуйте написать в школу: school@artgorbunov.ru. Возможно, для вас найдется место. Но уже без гарантий: набор закрылся сегодня в полночь.

Профессиональный рост редактора

Год назад я написал в блоге вот такую статью. Она актуальна и по сей день, и особенно — в связи с тем, что заканчивается набор в Школу редакторов и Школу стажеров. Повторяю для тех, кто не читал.

Меня стали часто спрашивать, стоит ли идти в школу с точки зрения профессионального роста. Отвечу на этот вопрос сразу всем.

В бюро придумали метафору профессионального роста: осьминожки.

Осьминожка — работник. У него два направления роста: в длину и вширь. Рост в длину — улучшение навыков. Вширь — добавление новых.

В этой статье я на примере осьминожек расскажу, как представляю себе профессиональный рост редактора. Буду рад, если кто-то увидит себя на этом карьерном пути.

Текстовик

Когда будущий редактор начинает карьеру, он еще не редактор, он пока что текстовик: пишет недорогой текст для средних сайтов. Текстовик обитает на биржах копирайтинга или фрилансит. Его зарплата — зарплата младшего специалиста. Осьминожка текстовика маленькая и ранимая:

Быть текстовиком трудно. Типичная задача — «как-нибудь креативно о нашей фабрике шлакобетона». Часто текст никто не читает. Скоро текстовику становится скучно и он ищет пути развития.

Можно развиваться в длину и научиться не напрягаясь выдавать по сто страниц в день. Можно стать журналистом, но об этом я ничего не знаю. Я знаю, что если текстовик много работает и развивается во все стороны, он становится редактором.

Редактор

Польза редактора в том, что он создает продукты: иногда сам, но чаще с помощью своей команды. Если текстовик пишет текстики для сайтов, то редактор сделывает эти сайты. Если текстовик — рабочий с молотком, то редактор — прораб с бригадой строителей.

Зарплата опытного редактора — на уровне руководителя отдела. Вот его осьминожка:

Редактору придется разбираться в новых предметных областях, прокачивать текст и редактуру, переговоры и управление для работы с редакцией, управление вниманием для создания продуктов, и даже верстку и дизайн. Теперь результат его работы — не текст, а сайты, спецпроекты, статьи, курсы, игры и приложения.

У редактора появляется преимущество, когда он развивает навык юриста. Это достаточно специфический навык: лучше его иметь, но свести к минимуму ситуации, когда он нужен.

Редакторов меньше, чем текстовиков, и на их работу колоссальный спрос. Ко мне постоянно приходят компании с просьбой не писать для них текстики, а вести рассылку, организовать блог или запустить курс. Все это — работа редактора.

Поэтому на редакторской стадии на первом плане не текст, а переговоры и управление. В первую очередь — управление собой. Крут не тот редактор, который развелся, сдал проект и лег под капельницу. Крут тот, кто уделял время семье, следил за здоровьем — и сдал проект. Работать в авральном режиме может любой дурак. Попробуйте работать без авралов.

У хорошего редактора появляется соблазн открыть студию, потому что он начинает видеть экономику и ощущать вкус реализованных проектов. Редактор увеличивает масштаб, делает более значимые вещи, влияет на умы. Следующий этап — превращение в издателя.

Издатель

Издатель — это редактор, который не только решает чужие задачи, но и запускает собственные проекты: те же курсы, сервисы, сайты, игры, блоги и СМИ. Он все еще делает клиентские проекты, но теперь как предприниматель, а не как исполнитель.

Издатель зарабатывает не только на клиентских проектах, но и на собственных. Его доход ограничивает его же изобретательность. Сколько изобрел — все его.

Вот как я вижу осьминожку издателя:

Рост — только с практикой

Кажется, что для развития навыков достаточно прочитать правильную литературу: прочитал Мильчина и Кемпа, и ты редактор.

Это наивное заблуждение. Когда ты прочитал книгу, ты узнал только теорию, как должно. Теперь пора пахать и развиваться.

Это не значит, что теория не нужна. Теория помогает сразу делать правильно, а не тратить время на пробы и ошибки:

Возьмем переговоры. Когда слушаешь Синельникова на курсе, то сначала думаешь, что все понял и теперь всех заборешь. Потом выходишь на учебные переговоры и обламываешься на простейшей задаче. А с клиентом первое время вообще все не так, как написано у Кемпа. И только с опытом понимаешь, что на самом деле все так — просто ты Кемпа не так читаешь.

С редактурой еще нагляднее: в комментариях все Львы Толстые, а как текст о себе написать — нужно попытки три, не меньше. Почитайте все мои статьи по тегу «Текст о себе» — и у вас все равно не получится сразу написать хорошо.

Теория — только направление. Развитие навыков начинается на практике.

Школа редакторов и профессиональный рост

Вот как выглядит развитие человека в Школе редакторов:

Мы берем людей на начальном этапе роста и доводим их до состояния редактора — человека, который умеет самостоятельно запускать проекты.

Практика начинается на второй и третьей ступени: редакторы выполняют задания и получают суровые рецензии. Вот кое-что из моей рецензии на работы студентов на прошлой неделе (всего 38 страниц):

На третьей ступени студенты решают уже не учебные задачи, а запускают собственный проект. Проект допускается к защите только если он реализован. Главный вопрос во время защиты — почему проект работоспособный.

Школа не гарантирует, что после диплома вам предложат конкретную зарплату или должность. Но если человек после школы идет работать, а не почивает на лаврах, то за год-два он получит тот гонорар, который захочет.

Профессия и жизнь

Может показаться, что в жизни редактора есть только работа, и больше ничего. Это вредный и разрушительный взгляд.

Профессия — лишь одна из сторон жизни. Профессионал справляется не только с работой:

Если человек умеет управлять собой, то он не только продуктивно работает. Он успевает отдыхать, заниматься спортом, воспитывать детей и что угодно еще.

Если человек владеет переговорами, то он договорится не только с шефом или рекламодателем. Он договорится с супругой, ребенком, таксистом и даже начальницей овира.

Человек растет не только в профессии. Когда у тебя турбина, тебе интересно все. У тебя в принципе интересная жизнь.

Мы сделали Школу редакторов, чтобы давать билет в профессию тем, кто хочет посвятить рабочее время созданию информационных продуктов: сайтов и приложений, СМИ и блогов, курсов, игр и рекламы. Мы выпускаем практиков: тех, кто запускает продукты и приносит пользу.

После школы рано расслабляться: вы еще не великий редактор. Но за пару лет станете таким, что текстовики будут злопыхать, завидовать и кусать воображаемые щупальца.

На момент публикации этой статьи до конца набора оставалось меньше недели. Поступайте и становитесь редакторами.

Читайте вслух

У ребят, которые серьезно относятся к инфостилю, бывает два перекоса: пересушенный текст и слишком длинные перечисления. И то, и другое лечится простым чтением вслух.

Как это работает:

  1. Смотрите на текст.
  2. Читаете его вслух. Не шепотом, не про себя, не мур-мур-мур, а именно вслух.
  3. Где спотыкаетесь — переписываете.
  4. Проверяете, не пропал ли смысл. Если пропал — возвращаете.

Как работает в жизни. Вот студент пишет текст об интернет-магазине:

Сомневаетесь в выборе — позвоните. Ребята из колцентра помогут выбрать технику для любой жизненной ситуации: подарок другу-гику, телефон с большими кнопками бабушке или телевизор для игры в приставку себе. Покупаете в интернет-магазине впервые, помогут оформить заказ. По телефону или чату — как вам удобнее.

Читаем вслух. Первое предложение слишком короткое и механическое. Второе слишком длинное, не хватает воздуха. Третье предложение начинается слишком резко, в нем не чувствуется связь с предыдущими предложениями, и снова звучит механически. В последнем вообще парцелляция.

Исправляем все эти проблемы простым переписыванием и перечитыванием:

Если сомневаетесь, что выбрать — звоните. Наши ребята из колцентра помогут выбрать технику для любой ситуации. Если нужен подарок гику, они сориентируют по техническим характеристикам и найдут что-нибудь необычное. Если дарите технику родителям — помогут подобрать самое простое и удобное. Мы стараемся консультировать просто и по-человечески.

Если вы впервые покупаете технику в интернете, консультанты помогут оформить заказ и оплатить его. Мы консультируем по телефону или в чате — как вам удобнее.

Я прекрасно помню, что в каких-то советах и рассылке Главреда я писал, что иногда в тексте можно избавляться от союзов и местоимений. Ключевое слово — в некоторых. Оно значит, что всякий раз редактор должен оценивать, нужно ли здесь удалять. Если просто механически всё удалять, то и текст получится механическим.

Не стоит воспринимать советы как догму. Слепое следование догме — это не информационный стиль. В информационном стиле главное никогда не выключать вкус и здравый смысл.

Вот это реально единственная догма информационного стиля:

Никогда не выключайте
вкус и здравый смысл

Об этом даже в книге написано

Я специально опубликовал об этом параграф из книги Главреда — «Сложные случаи. О вкусе и здравом смысле»:

См. также: синтаксис, парцелляция, однородные члены, перечисления, о чтении вслух, энергичные предложения, о салоне «Чайки»

Моим студентам: о слайдерах

Студенты второй ступени Школы стажёров и Школы редакторов, это вам.

Одно из ваших заданий будет посвящено рекламе книги Яна Уайта «Редактируем дизайном». Задача будет представить эту великолепную книгу так, чтобы ее захотелось купить.

У вас будет соблазн поставить развороты этой книги в слайдер. И даже будет прецедент: ровно то же сегодня сделал я на сайте книги Главреда:

Друзья и коллеги: это плохое решение. Оно здесь не потому, что оно хорошее, а потому, что на лучшее у меня просто не было времени. Когда будет время, я всё переделаю.

Чем оно плохое:

1. Клик дороже, чем скролл. Среди всех людей, которые придут на эту страницу, многие не кликнут в слайдер и не начнут листать. Кто-то скажет, что это и хорошо: мол, немотивированный читатель может пойти на фиг. Но я так не думаю.

2. Такое решение предоставляет читателя самому себе. Читатель должен сам влезть в разворот книги; сам разобраться, что к чему; сам сделать выводы. В первых слайдах я делаю попытки объяснить, на что смотреть, но это плохо работает. Я не могу нормально рассказать о продукте, когда мой рассказ упакован в слайдер.

3. С первого взгляда неочевидно, что это нужно листать. Чтобы это стало понятнее, мне пришлось рисовать конскую надпись «Полистайте», а это грубый и злой костыль. Не делайте так.

Это решение хорошее только одним: я смог его собрать за час между полуночью и часом ночи, менее чем за сутки перед отлетом в отпуск, в режиме жесткого дедлайна. Да, это кривое решение, но оно быстрое и кое-как работает. После отпуска я сделаю по-нормальному.

Слайдер хорош только в одной ситуации: когда у вас коллекция однотипных предметов. Типа «посмотрел один — понял все». Например, Артемий Лебедев поехал в Вильнюс и сфотографировал интересные канализационные люки. Они все одинаковые, но он их сфотографировал десять штук в разных местах. Вот тогда десять одинаковых канализационных люков можно поставить в слайдер.

Как правильно

Правильно — ставить развороты один над другим и проводить за ручку. Проводить за ручку — значит указывать читателю, на что тут смотреть и почему это хорошо. Это можно делать слева, справа, снизу, сверху, в новом информационном слое, наискосок и как угодно еще.

Вот эскиз на коленке за пять минут, как эта страница должна была выглядеть, если бы на нее было три часа, а не один:

Не повторяйте мою ошибку: не ставьте важного в слайдер.

Прятать контент за клик — грешно

Почему об этом должен думать редактор

От того, как стоит материал на странице, зависит и текст, и последовательность изложения, и дизайн — всё зависит. Если редактор неграмотный с точки зрения интерфейса, работоспособности и организации материала, то у него и продукты будут неработоспособные.

Сложно представить, как редактор решил поставить материал в слайдер и написал какой-то сопроводительный текст, а дизайнер потом каким-то волшебным образом сделал всё красиво. Так не бывает. Организация материала — забота редактора.

Если тоже хотите в этом разбираться, поступайте: artgorbunov.ru/school/editors/

5 фраз-триггеров для эффективных переговоров

В интернете много статей о волшебных словах, которые нужно использовать в переговорах, чтобы добиться успеха. Авторы таких статей часто ссылаются на такие вещи как подсознание, мотивационно-волевой аппарат, неокортекс, лимбическую систему, вибрации, гармонии, струны, психоакустику и другие ужасы.

Вот мои фразы-триггеры для эффективных переговоров.

«Какую проблему вы хотите решить?» — интерес к проблеме заказчика, а не фокусировка на конкретных действиях, активирует преамигдолитические нейромедиаторы митрального клапана, благодаря чему ваш собеседник становится более склонным рассказать вам о реальной проблеме, которую вы хотите решить.

«Давайте уделим время пониманию задачи» — это древняя ведическая мантра использовалась еще Томасом Эдисоном в известном эксперименте Брокгауза-Швиммера, неоднократно подтвержденная Бостонским институтом нейропсихологии и психофизиологии межличностных отношений крестоцветов. Эта фраза, произнесенная вслух, создает гармонические колебания эфира достаточной силы, чтобы собеседник захотел обсудить с вами задачу.

«Мне приятно, что вы видите во мне специалиста. Но предлагать что-то сейчас будет преждевременным, я бы хотел глубже разобраться в задаче» — этой фразе меня научил индийский гуру Кэмп Стартвизно второй. В переводе с суахили она означает «Боги переговоров, уберегите меня от неверно поставленной задачи».

«Есть подозрение, что это не решит вашу задачу» — несмотря на сложность этой конструкции, ее эффективность опробована ВВС США на пилотах-истребителях стрептокока и показала стопроцентную эффективность. Фраза вызывает психогностические сдвиги, которые заставляют собеседника переосмыслить задачу.

«Мне это будет невыгодно» — эта запрещенная в 22 странах фраза еще не попала под психоастральные санкции в России. Этот мощный защитный заговор активирует фрактальные колебания эфира, создающие вокруг вас непробиваемый щит уважения.

Это неполный список, но даже этот минимальный набор сделает вас гораздо более эффективным и влиятельным переговорщиком. Не благодарите.

См. также: понимание задачи

Как не переделывать работу по десять раз. Подготовка к согласованию

В продвинутом курсе Главреда есть тема «Как не переделывать работу по десять раз». Мы с Людой думали, что за одно письмо расскажем о согласовании замечаний. Но все оказалось сложнее. Чтобы нормально объяснить согласования, пришлось писать четыре длинных письма:

  1. Подготовка к согласованию: психология, договор, общение с клиентом
  2. Презентация работы: личная встреча, повестка, задачи, сама презентация
  3. Сбор и работа с замечаниями: сортировка, согласование и защита
  4. Разрешение конфликтов. Что если у клиента появились новые замечания

Первое письмо из этого цикла я делаю бесплатным: открываю для всех. Это важное письмо с точки зрения отношения к жизни и работе. Ключевая мысль этого урока:

Вы не раб проекта. Вы не обязаны брать каждый проект, который вам предлагают. Если вам некомфортно работать с клиентом, вас не устраивают условия или вы не договорились по деньгам — вы имеете право отказаться.

Если проект уже в процессе стал для вас слишком расточительным, слишком долгим или некомфортным, вы имеете право уйти с проекта. Это будет иметь определенные последствия — вы не сделаете работу и испортите репутацию. Но это право у вас всегда есть. Вы не обязаны терпеть унижения и издевательства клиента, даже если подписан договор и сделана предоплата.

Вы работаете так, как вам нужно. Если вы считаете, что для написания статьи нужно потратить два часа на понимание задачи и пять часов на согласование, значит, вы их потратите. Если это клиенту неудобно — окей, он может обратиться к другому человеку. Но вы знаете: без согласования ничего дельного не получится. Вы имеете право диктовать свои методы работы, а клиент имеет право с ними согласиться или отвергнуть.

Никто никому ничего не должен.

Полная версия этой части урока открыта для всех желающих. Можно распространять, перепечатывать и пересылать друзьям: http://eepurl.com/b7coPT

Если вам по душе то, что здесь сказано, подписывайтесь на продвинутый курс Главреда или поступайте в Школу редакторов — студенты школы получают подписку на курс вместе с приглашением на первую ступень.

Просто скажите, кто вы

Когда автор отлично разбирается в своем деле и пишет текст о себе, иногда бывает такое:

Меня зовут Иван. Я делюсь знаниями, которые получил в Газпроме и 10 лет проверял на практике.

Привет! Меня зовут Алиса. Я делаю так, чтобы ваш бизнес рос и развивался. Мой конек — оптимизация процесса продаж...

Меня зовут Ольга Петрова, и я — фея клиентского счастья. Моя работа в том, чтобы каждый ваш клиент...

Здесь авторы торопятся рассказать о пользе от своей работы, скорее хотят вовлечь читателя и удивить его. Но им не хватает одной детали: просто сказать, кто они.

Просто — то есть такими словами, которые будет поняты сразу и без пояснений. Читатель должен в первом же предложении понять в общих чертах, с кем он имеет дело.

Меня зовут Иван, я преподаватель...

Привет! Меня зовут Алиса, я программист...

Меня зовут Ольга Петрова, я руководитель отдела поддержки...

Если вы не совсем преподаватель или не совсем программист, а кто-то больше — нестрашно. Сначала говорите так, чтобы все поняли, а потом объясняйте, что вы имели в виду. Главное — чтобы с первых слов читатель мог вас представить:

Я редактор СМИ и учебных продуктов. Руковожу авторами в журналах и корпоративных блогах, создаю курсы о финансах и бизнесе. Специализируюсь на всём, что выходит регулярно: рассылках, уроках, длинных циклах статей.

Как редактор я не только работаю с текстом, но и верстаю, слежу за эстетикой, управляю авторами и обучаю их. Поэтому статьи и уроки, которые выпускают мои редакции, аккуратно собраны и эффектно проиллюстрированы. Я заставляю своих авторов внимательно относиться к форме и содержанию, чтобы...

Я понимаю, что сразу хочется удивить читателя меткой формулировкой или удивительным сравнением. Но если начать с такой фразы, читатель может растеряться. Приберегите гениальные метафоры для романа, в коммерческом тексте о себе напишите просто.

Непросто

Просто

Мастер стратегий и конверсий

Маркетолог

Директор по счастью

Специалист техподдержки

Создаю шквал продаж

Продавец

Создаю ураган продаж

Коммерческий директор

Мастер незабываемых церемоний

Ведущий свадеб

Световой кудесник

Фотограф

Ловец неуловимого

Детский фотограф

Доктор человеческих душ

Психотерапевт

Даша спрашивает: «А что если ты уже не копирайтер с биржи, но еще не редактор?». В этом случае пишите «редактор и автор коммерческого текста» или просто «автор и редактор». Или «Редактор и писатель». И дальше поясняете, что вы пишете, как и для чего. Главное — чтобы слова были простыми.

Я Даша, работаю редактором. Пишу свои и редактирую чужие статьи для сайтов и соцсетей. Делаю так, чтобы сложные вещи выражались простыми словами...

Этот урок вдохновлен примерно десятком рассказов о себе, которые мне присылают на проверку студенты продвинутого курса Главреда. Студенты Школы редакторов получают подписку на курс в подарок.

Моим студентам и авторам: о критике

Студенты школ, авторы статей, подопечные и коллеги! Пишу здесь, чтобы потом по сто раз не повторять.

Если вы работаете со мной или учитесь у меня, я буду безжалостно критиковать вашу работу. Я буду использовать бранные слова, указывать вам на мелочи, залезать в вашу работу, заставлять всё переделать, гонять вас по кругу, отказываться смотреть недоделанное.

Вот пример самого нежного комментария, который я оставляю опытному автору, с которым мы работаем уже больше года:

Главное — хорошая работа

Критиковать вас — моя работа. Я должен сделать так, чтобы у вас получилась самая лучшая из возможных статей. Меня интересует только это. Если после меня у вас получилось плохо — это я не досмотрел. Если я вас мало критиковал, значит, я плохо сделал свою работу. К сожалению, часто так и получается, и я стараюсь каждый день смотреть внимательнее, критиковать четче и принимать строже.

Меня не интересуют хорошие отношения, друзья в отрасли, обоюдное лобызание на конференциях и восторженные комменты коллег. Меня не интересует середнячок. Меня не интересует ваше самолюбие и гордость. Меня интересует только хорошая работа. До тех пор, пока у вас в работе говно, я буду заставлять вас его чистить.

Я не хочу вам нравиться. Я не добрый и не деликатный редактор. Все, кто пишут для меня, всегда страдают. Но потом они смотрят на свою работу и говорят: «Да, получилось хорошо». Это главное.

Кто не боится критики — приходите

Я всегда ищу интересных авторов в Тиньков-журнал. Перед тем, как писать, прочитайте редполитику, особенно в части 1.5 Правда, польза и забота

Если хотите учиться, поступайте в Школу редакторов. На второй ступени у нас теперь вот такие чатики, в которых я критикую работы и отвечаю на вопросы в прямом эфире:

Кого задело — прошу прощения

Если вы со мной не работаете и у меня не учитесь, а я обидно покритиковал вашу работу, то прошу прощения. Я болею душой за текст в любых проявлениях, и если я неосторожным словом задел ваши чувства по поводу вашей работы, то мне очень жаль.

Я ничего о вас не знаю. Наверняка вы хороший человек. Чисто по-человечески я вас понимаю: всегда обидно, когда какой-то хер с горы лезет в то, в чем он не разбирается. Тем более когда вы на этом зарабатываете, у вас есть кейсы, цифры и деньги. Я понимаю, что своими комментариями задеваю ваше самолюбие. Простите меня, я не со зла. Иногда трудно выключить главреда.

Если же моя критика окажется вам полезной, я буду рад. Помните, что критика — это комплимент.

Обещания для лопухов

Теперь я проверяю задания продвинутого курса Главреда о промостраницах. Студенты присылают рассказы о продуктах в виде длинных многоэтажных лендингов, а я все это безжалостно и аргументированно критикую.

Лопух — это еще и растение

Вот пример текста:

Который уже день без работы? Так недалеко и до банкротства. А конкуренты работают, потому что их сайты в результатах поиска видны сразу. Вот находился бы сайт на первой странице поиска… Хотите так? Это реально!

Вскоре бизнес поднимется на новый уровень: вы сможете организовать работу предприятия без простоев оборудования и сотрудников, на порядок увеличите свои доходы, в конце концов, начнёте лучше жить. И это только верхушка айсберга…

С помощью продвижения сайта в поисковых системах вы наконец-то станете счастливым и ФИНАНСОВО НЕЗАВИСИМЫМ! Вы наконец-то сможете потратить время на саморазвитие, здоровье и семью, пока ваш сайт будет для вас генератором денег!

Это обещания для лопухов. Они узнаются по трем чертам:

Они отделены от продукта и давят на базовые потребности человека: ресурсы, секс и одобрение. Я продаю носки, но обещаю вам, что в этих носках у вас будет идеальный секс. Или я продаю китайские копии часов «Джи-шок» и обещаю, что ты будешь самым крутым в классе.

Они ничем не подкреплены. Я сделаю магию, и у тебя вырастет денежное дерево. Я прочитаю для тебя заговор, и у тебя встанет на века. Вот тут побрызгай, и борода вырастет, как на глазах. Как это работает? С помощью НАУКИ! НАНОТЕХНОЛОГИЙ! ЛАЗЕРОВ! ЦИРКОНИЯ!

Они поверхностные. Я не знаю, как устроен бизнес, но на всякий случай скажу слово «банкротство». Я не понимаю, как устроена конкуренция, но на всякий случай напишу «Конкуренты не дремлют». Вдруг угадаю?

Обещания для лопухов достигают своей цели: привлекают лопухов. Если ваши клиенты не лопухи, не давайте им таких обещаний.

Нет

Да

Который уже день без работы? Так недалеко и до банкротства. А конкуренты работают, потому что их сайты в результатах поиска видны сразу. Вот находился бы сайт на первой странице поиска… Хотите так? Это реально!

Мы занимаемся продвижением в поисковиках. Делаем так, чтобы клиенты находили вас на первой странице Яндекса, Гугла и Мейл-ру.

Вскоре бизнес поднимется на новый уровень: вы сможете организовать работу предприятия без простоев оборудования и сотрудников, на порядок увеличите свои доходы, в конце концов, начнёте лучше жить. И это только верхушка айсберга…

Некоторые из посетителей станут вашими новыми клиентами, если сделать им правильное предложение. Если вы не уверены в своей системе продаж, мы возьмем на себя анализ клиентских запросов и укажем вам, что можно улучшить для повышения эффективности продаж.

С помощью продвижения сайта в поисковых системах вы наконец-то станете счастливым и ФИНАНСОВО НЕЗАВИСИМЫМ! Вы наконец-то сможете потратить время на саморазвитие, здоровье и семью, пока ваш сайт будет для вас генератором денег!

Обычно нам удается привлечь на сайт от двух до восьми тысяч заинтересованных посетителей в месяц, однако результат сильно зависит от отрасли и конкуренции.

Наш лучший результат — 12 тысяч новых посетителей для продавца дачных септиков. Чтобы не упустить этих людей, мы разработали для продавца систему удержания. С помощью этой системы за следующие полгода продавец смог продать этим людям 250 септиков.

Лопухов в мире большинство. Однако все деньги у умных. Я рекомендую относиться к своему читателю заботливо и уважительно вне зависимости от того, умный он или глупый, богатый или бедный. Если согласны — вот вам значок:

Насчет наклеек Главреда

Ребята, огромное спасибо за интерес к наклейкам. К сожалению, их больше не осталось, причем уже давно. Новая партия наклеек появится вместе с выходом книги Главреда в начале сентября.

Получить наклейки можно будет вместе со специальным изданием книги Главреда. Предзаказ откроется на сайте book.glvrd.ru. Чтобы узнать о предзаказе в первых рядах, подписывайтесь на рассылку о книге Главреда, форма подписки на каждой странице сайта.

Чья задача — тот и носится

Запомните на всю жизнь: кому задача поручена, тот с ней и носится.

Например, мне нужно утвердить у Артёма лекцию для Школы стажёров. Достать Артёма — моя задача. Если на неделе, когда мне нужно утвердить лекцию, Артём ныряет на дно Марианской впадины, я должен нырнуть за ним, достать его оттуда и сказать: утверждай. Если я этого не сделал — это мой косяк и, следовательно, моя проблема. Потому что моя задача, я с ней ношусь.

Или так. Автору нужно сдать мне статью, потому что у него горят сроки. В этот день я веду курс, и у меня, допустим, перерыв 15 минут, в которые я могу посмотреть статью. Человек не попал в перерыв, я в этот день больше не смогу. Какие дальше шаги:

1. Договориться, когда я посмотрю. Для этого позвонить, написать смс, стукнуть в Телеграм, прислать почтового голубя и в итоге договориться, когда я посмотрю.

2. Если не посмотрел — стукнуть еще раз, пока не посмотрю.

3. Если систематически не смотрю — наехать, выразить негодование, обложить матом.

Почему так? Потому что любая задача — это не только «сделать», но и «сдать». Если вы не сдали — вы не сделали.

Можно долго мазать сопли в чатиках по поводу неработающего Кемпа, адовых клиентов и бюрошного зомбирования. Можно в фейсбуках обсуждать, работает ли этот подход в реальной жизни. Это всё не волнует. Когда задача не сдана, она не сделана. И виноват в этом тот, кому поручена задача. Потому что чья задача — тот и носится.

Замечания и правки

Забудьте слово «правки» в клиентской работе. Вместо слова «правки» выучите слово «замечания».

Правки — это то, что вы сразу и без размышлений беретесь исправлять. Клиент попросил логотип больше, заголовок другой, использовать фразы «премиальное качество» или «творческое соитие» — и исполнитель вносит эти правки. Когда исполнитель говорит «правки», он подразумевает, что барин всегда прав, а исполнитель должен лишь сделать то, что велено.

— Напишите здесь «творческое соитие»!

— Да, мой господин, будет сделано. Только заплатите мне, пожалуйста.

— То-то же. Молодец. А КТО ХОРОЩИЙ ИШПОЛНИТЕЛЬ? КТО ТУТ ТАКОЙ ХОРОЩИЙ ИШПОЛНИТЕЛЬ?

Правки — от слова «править». Клиент исправляет вашу работу, потому что он лучше знает, как правильно. Точнее, он-то не знает, но вы так считаете, если называете это правками.

Замечания — это то, что исполнитель обсуждает с клиентом. Желательно, чтобы обсуждение было в мире клиента, а не в мире исполнителя:

— Напишите здесь «творческое соитие»?

— Что вы имеете в виду?

— Ну тут как-то недостаточно выразительно получилось. Давайте как-то развеселим.

— Понятно. А почему вы хотите именно «соитие»?

— Ну, красивое слово.

— Оно означает секс.

— Да? Надо же. Хорошо, что предупредили. А как тогда тут развеселить?

— А почему вы хотите развеселить?

И дальше докапываетесь, что не так с точки зрения клиента. Может быть, вы решите проблему зажигательной фотографией.

Правки — это то, с чем вы по умолчанию согласились, толком не разобравшись в проблеме. Замечания — повод для переговоров. Хороший менеджер, редактор и дизайнер никогда не принимает правочки и всегда согласовывает замечания. Плохого менеджера легко узнать по фразе «Клиент прислал правочки, просьба внести асап, у нас горят сроки».

См. также: согласовать — ваша работа

Зачем редактору писать понимание задачи

Написал большой урок продвинутого курса о понимании задачи. Много примеров, диалогов, случаев и скрытых опасностей.

Вкратце так:

Если исполнитель неглубоко разобрался в задаче, он сделает не то, что нужно. Потом будет много раз переделывать, исчерпает бюджет, получится ерунда и клиент не вернется.

Чтобы составить понимание задачи, нужно поговорить с клиентом на четыре темы: его бизнес, проблемы, решение и ожидания от результата.

Вопросы должны быть открытыми, искренними и без наезда. Задача — понять, что у клиента в голове, а не загнобить или покрасоваться.

Понимание задачи — долгий, но необходимый процесс.

Это урок платного курса, но тема важная, поэтому публикую бесплатно для всех. Приятного чтения!

Спасибо Владу Зелинскому и Сергею Королю за помощь.

Комплекс бога

В Петербурге есть такая байка. 22 октября 1893 года композитор Петр Ильич Чайковский зашел в кондитерскую Вольфа и Беранже и выпил стакан воды. Два дня спустя он умер от холеры.

Какой первый вывод напрашивается? У меня был такой: в кондитерской Вольфа и Беранже была отравленная вода. Не надо ходить в эту кондитерскую.

То есть нет. 21 октября, говорят, Чайковский вернулся с дружеского ужина в ресторане Лейнера, и у него заболел живот. Он подумал, что ерунда, но состояние все ухудшалось. Наверное, это у Лейнера его отравили, да?

Мы не знаем. Может, он накануне дома попил сырой воды, а симптомы проявились только вечером. Может, это вообще не холера. Может, Чайковский инсценировал свою смерть, чтобы бежать за границу и стать криптоинвестором.

Когда копирайтер говорит, что благодаря его тексту фирмы зарабатывают МИЛЛИОНЫ, это всегда немного передергивание. Возможно, если сложить выручку его клиентов, действительно получатся миллионы. Но так ли уж «благодаря»? Справедливо ли говорить, что этот копирайтер собственноручно сделал миллионы выручки?

Я написал страницу для «Додо-франчайзинга», и число заявок по разным данным то ли удвоилось, то ли утроилось. В компании довольны результатом. Значит ли это, что благодаря моей работе огромная федеральная франшиза зарабатывает миллионы? Возможно.

Но еще они зарабатывают миллионы благодаря тому, что «Додо-пицца» сделала лучшую в мире систему управления пиццериями; стандартизировала процессы; предлагает франчайзи хорошие условия; много лет публикует финансовую отчетность; Федор Овчинников ведет блог; Максим Котин написал книгу. И в целом каждый день эта большая компания хорошо работает.

Ну и я помог. И Коля, который был арт-директором проекта и заставил меня уйти от концепции «сраный лендинг». И технолог, который прикрутил большие красивые цифры. И Федор, который лично встретился со мной, чтобы провести экскурсию по пиццерии в Химках. Все поучаствовали, получилось хорошо.

Число заявок на франчайзинг до и после запуска сайта

А что копирайтер? Копирайтер пишет: «с моим текстом компании зарабатывают МИЛЛИОНЫ». Но помимо его текста там есть еще и продукт, который кому-то нужен; хорошая цена; менеджеры не лажают; курьеры носятся в мыле; в «Директе» крутятся объявления. Чтобы компания зарабатывала миллионы, нужны усилия многих людей. И говорить, что все это происходит «с моим текстом» — это технически не вранье, но точно передергивание.

О байке про Чайковского я узнал в Петербурге, когда поехал на саммит «Вебсарафана». В конце выступления я предложил подписаться на рассылку дополнительных материалов. В первый день подписалось 150 человек, после публикации конспекта в блоге Амплифера — еще столько же, и еще 350 человек пришли после рассылки по базе Вебсарафана.

Значит ли это, что «Вебсарафан» дал мне 500 новых клиентов? И да, и нет. Да, они пришли благодаря «Вебсарафану». Но они пришли не из-за «Вебсарафана», а потому что я пообещал полезный продукт. А еще потому, что я скоро десять лет как занимаюсь редактурой, и у меня хорошие материалы. Или потому, что у меня страничка подписки аккуратная. Или потому, что я похудел с осени, теперь выгляжу свежее. Или потому что я в день своего выступления нормально поспал, поэтому выступил энергично. Или потому что известный копирайтер прорекламировал меня в Фейсбуке.

Я главред Тиньков-журнала, издания Тиньков-банка. В 2015 году банк заработал 28 миллиардов рублей. Можно ли сказать, что благодаря моему тексту один из моих клиентов заработал 28 миллиардов рублей? Технически да, но но это же полная чушь.

Когда копирайтер, дизайнер или консультант говорит вам, что благодаря его работе кто-то много заработал, — не спешите с выводами. 

Скорее всего, это они так продают вам свои курсы.

P. S. Из этой же серии передергиваний — пятикратный и десятикратный рост чего-либо. Если вам говорят, что что-то выросло в пять-семь-десять-пятьдесят раз, проверьте, относительно чего росло. Если был один клиент, а стало пятеро — это ведь тоже пятикратный рост клиентской базы.

Подготовительные курсы

Два года назад мы запустили Школу стажеров, год назад — Школу редакторов. Школы дают билет в профессию: обучают всем нужным дисциплинам, дают много практики и предлагают работу выпускникам.

У школ высокий порог входа: для поступления студенты выполняют конкурсное вступительное задание и оплачивают первую ступень, которая стоит 40 тысяч рублей. На первой ступени десять бесплатных мест, но чтобы на них попасть, студенты должны получить высокий балл за вступительное задание. Часто начинающие дизайнеры и редакторы должны соревноваться с опытными.

Разумеется, у более опытного человека больше шансов поступить на бесплатное место — но это на значит, что этот человек продержится на вершине рейтинге всю дорогу. Часто студенты прорываются из конца рейтинга в начало за счет упорства и внимательности. А опытные тонут, потому что им некогда учиться или не хватает усидчивости.

Чтобы помочь мотивированным студентам учиться на бесплатных местах, мы запустили подготовительные курсы. Это программа для начинающих, которая поможет студентам подготовиться ко вступительному заданию. Программа охватывает дизайн, текст и управление временем — чтобы вступительное задание было красивым, понятным и вовремя.

Любимые темы из моей дисциплины — редакторская гигиена и рассказ о себе. К сожалению, многое из этого не знают даже профессиональные редакторы, и от этого работать с ними больно. Я советую всем редакторам пройти подготовительные курсы.

Подготовительные курсы стоят 5000 ₽. Мы сделали их такими, чтобы они были полезны сами по себе, даже если вы не будете потом поступать в школу. Но полезнее всего они именно тогда, когда вы поступаете, потому что участники получают преимущество при поступлении.

Каждую неделю на подготовительных курсах студенты сдают тесты по изученному материалу. По результатам всех тестов студенты получают дополнительные баллы ко вступительному заданию, если решат поступать. Например, если сдать все тесты правильно, вы получите +1 балл к своему вступительному заданию. Сами задания будут оцениваться по пятибалльной шкале. Так мы помогаем старательным и мотивированным студентам повысить шанс на бесплатное место в школе.

До конца набора на подготовительные курсы осталось три дня. И уже идёт набор в Школу стажёров и Школу редакторов.

Аналогии — зло

Иногда авторы используют аналогии, чтобы доказать свою позицию:

Человек на 70% состоит из воды, поэтому и ваш текст должен состоять из воды на 70%.

Рыба никогда не научится летать, поэтому и вы должны искать свое истинное предназначение, а не идти к своей нереалистичной цели.

Солнце встает на востоке и садится на западе. Поэтому все хорошее в нашу страну приходит с Востока, а все вредное и разрушительное — с Запада.

Эти аналогии ничего не доказывают и не объясняют. Использовать их для доказательства — отстой.

Легко проверить. Если бы они что-то доказывали, то я не смог бы с помощью других аналогий доказать обратное. Но я могу. Для чистоты эксперимента я даже ограничусь аналогиями с человеческим телом.

Если человеку в легкие попадет слишком много воды, он захлебнется и умрет. Поэтому и в тексте не должно быть воды.

Моча человека на 97% состоит из воды. Чтобы ваш текст не был мочой, не пускайте в него воду.

Чайковский умер от холеры, предположительно — от стакана зараженной воды. Чтобы ваш текст не был смертельно скучным, не лейте воду.

Можно пойти дальше, все еще держась человеческих аналогий:

Здоровый человек на 60% состоит из мяса. Значит, в вашей статье тоже должно быть не менее 60% мяса.

В каждом человеке почти в любой момент жизни есть хотя бы немного кала в прямой кишке. Поэтому в вашем тексте всегда должно быть немного дерьма.

Но организм старается избавиться от кала, поэтому все-таки лучше от дерьма избавляться.

Жир помогает человеку накапливать энергию, поэтому чтобы текст был энергичный, позвольте ему обрасти жирком.

У спортивных людей мало жира. У энергичного текста тоже должно быть мало жира.

Клетки человека постоянно регенерируются. Поэтому и текст нужно постоянно переписывать.

Клетки человека постоянно отмирают, вместо них появляются новые. Поэтому не стоит бояться выбрасывать старый текст и начинать новый.

И дальше можно колбаситься как угодно. При должной смекалке аналогиями можно подпереть любую, даже самую бредовую мысль:

Человеческий мозг мыслит шаблонами, поэтому лучший способ общаться с ним — это шаблоны.

Все люди ходят в туалет, поэтому лучший копирайтинг — тот, в котором есть туалетный юмор.

У человека десять пальцев, поэтому в идеальном предложении должно быть десять слов.

У человека левый глаз привязан к правой доле мозга, а правый — к левой. Поэтому половину текста нужно писать слева направо, а вторую половину — справа налево.

Когда аналогии — добро

Единственная ситуация, когда аналогии помогают — когда нужно объяснить сложное явление. Не доказать, а именно объяснить.

Смотри: если я возьму батут и положу в центр гирю, то поверхность батута искривится. И если я сейчас положу сюда мячик, то он скатится к гире, потому что поверхность изогнута. Теперь представь, что наше трехмерное пространство и время — это вот эта поверхность батута. А гиря — это черная дыра...

В этой ситуации аналогии помогают человеку представить сложные процессы на каких-то упрощенных понятиях. Да, они не полностью отражают все нюансы, но этого достаточно, чтобы понять общий принцип. В этой ситуации аналогии — добро.

И напоследок:

ИЗДРЕВЛЕ люди делились друг с другом важной информацией у костра, поэтому вы просто обязаны поделиться этой статьей со своими соплеменниками.

Инструкция: как печататься в лучших российских и зарубежных журналах. Три простых шага

  1. Выберите интересное вам российское или зарубежное издание
  2. Напишите для них невообразимо очаровательную статью
  3. Отправьте ее главреду издания или на специальный редакционный адрес

Не благодарите.

От А до Я

У копирайтеров есть такой штамп: «от А до Я»

На моей практике написание продающих текстов от теплового оборудования до детского образования.

Делаем работы любой сложности: от дверной ручки до Медного всадника.

Организуем любой праздник: от детского утренника до федерального корпоратива.

Еще из детства помню: «От Парижа до Находки „Омса“ — лучшие колготки». От Парижа до Находки 12 тысяч километров:

Фраза «от А до Я» плоха по двум причинам: она почти всегда неинформативная и иногда глубоко нелогичная.

Неинформативная

Вот вам фраза:

Поставляем все виды техники «Эпл», от Айподов-тач до Маков-про.

Вопросы: а «Тайм-капсулы» вы поставляете? А есть у вас старый классический Айпод с колесом? А белый Айпод-шафл 2006 года выпуска у вас есть? А у вас мак-про в виде ведра или в виде большого компьютера? Кстати, Айфоны входят в этот диапазон или нет?

Вот без компьютеров пример:

Всегда в наличии все виды электроинструмента: от карманного шуруповерта до слесарного станка.

Опять же: а токарный станок у вас есть? А отвертка на батарейках? А пила такая для плитки?

Текст формата «от А до Я» дает две единицы информации: «у нас точно есть А и Я». Все, что между А и Я — неопределенное и требует пояснений.

Нелогичная

Иногда фраза «от А до Я» звучит как «от А до ∑» — в нее подмешиваются элементы из чужой системы измерения:

От анкерного болта до цветочного горшка

От анкерного болта до бетономешалки

От анкерного болта до стального прута

От анкерного болта до средства против запаха изо рта

Вот как понять эти диапазоны? Что в них входит? По какому принципу он организован? Мне дрель надо: она входит в диапазон: «от болта до прута»?

В начале текста я привел пример «от теплового оборудования до детского образования». Это из той же серии: мне нужно писать о медицине — она входит в этот диапазон? Непонятно.

Что делать

Чтобы показать, что у вас много всего, попробуйте для начала просто перечислить, что у вас бывает, хотя бы по категориям. Если всего очень много, то выделите что-то самое важное:

См. также: переперечисляли

Продаем дрели, перфораторы, пилы и слесарный инструмент со всеми расходниками и комплектующими: сверлами, дисками, батареями и защитой.

Печем маленькое и большое: эклеры, кексы, пирожные, торты на дни рождения, фигурные торты на корпоративы и многоэтажные торты на свадьбы.

Писала о тепловом оборудовани, деревянных окнах, бизнесе, экономике, спорте и детском образовании.

А еще добавьте сценарии, для которых предназначен ваш широкий ассортимент. Зачем-то же вы продаете все это вместе? Почему-то же вы пишете обо всем подряд:

У нас покупают все что нужно для ремонта, за одну поездку.

Мы любим печь, украшать и делать вкусно, вне зависимости от размера. Приходите к нам, чтобы выпить кофе с пирожным или чтобы накормить тортом 300 гостей на свадьбе.

Я готова разобраться в любой теме, чтобы помогать предпринимателям в любой отрасли бизнеса.

Когда можно

Единственная ситуация, когда эту фразу можно спокойно использовать — когда мы говорим о числовых диапазонах с очень мелким шагом:

Отрезаем ткань любой длины от 1 до 100 метров.

Поставляем стальные шары для подшипников. Диаметр шаров — от 5 до 55 мм с шагом 0,5 мм.

Флешки всех объемов, которые бывают в природе: от 1 МБ до 8 ТБ.

Здесь это нормально, потому что это понятные числовые диапазоны. В остальных случаях — не надо так писать.


Статья написана специально для одного из участников продвинутого курса Главреда. Пишите еще!

О склонении Бейонсы

Американская певица Beyoncé по-русски будет Бейонса. Склоняется по первому склонению:

И: Бейонса выпустила новый альбом
Р: Слышали новый альбом Бейонсы?
Д: Отправь Бейонсе денег за наши с тобой торренты
В: Вчера видел Бейонсу в метро
Т: Все восхищаются Бейонсой, а мне че-то как-то не очень
П: О Бейонсе написали все

Бейонса в шубе одобряет

Другие женские имена тоже склоняются:

Chloe — Хлоя
Daphne — Дафна
Phoebe — Феба
Magdalene — Магдалена
Amelie — Амелия
Caroline — Каролина
Therese — Тереза
Louise — Луиза
Eloise — Элоиза
Rose — Роза
Anne — Анна
Persephone — Персефона
Brielle, Cybele, Reuelle — Бриелла, Сибела, Руэлла

Но:

Grace — Грейс
Paige, Page, Paeiege — Пейдж

Ранее Ctrl + ↓