Скелет статьи и промостраницы. Вебинар для Школы редакторов
5 октября провел вебинар для студентов Школы редакторов. Я провожу эти вебинары, чтобы мои студенты были не на одну, а на две головы выше всех остальных редакторов.
Вебинары публикуются для рекламы: если я такое отдаю бесплатно, то представьте, что в наших школах дается за деньги.
Забыл рассказать
Чем чаще у вас всякие структурные «косточки», тем лучше. Если вы можете в каждом разделе отметить для себя не две, а четыре структурные единицы, то будет лучше.
Вот пример. Пишем ту самую статью о восприятии критики. Имеем три раздела, в каждом по две структурные единицы:
Критика — это не о вас | Критики некомпетентны | Важны дела, а не слова |
Что это значит | Что это значит | Что это значит |
Как с этим быть | Как с этим быть | Как с этим быть |
Потенциальная проблема с этой структурой, что у вас каждый из подразделов может неконтролируемо раздуться: где-то «что это значит» будет большой, где-то маленькой; где-то вообще это будет очевидно, и вы это выбросите. Структурные «косточки» стоят слишком далеко друг от друга.
Довставим косточек:
Критика — это не о вас | Критики некомпетентны | Важны дела, а не слова |
Что это значит | Что это значит | Что это значит |
Как с этим быть | Как с этим быть | Как с этим быть |
С такой структурой меньше шансов, что у вас разделы начнет раздувать или сдувать. Чем тщательнее и жестче построен скелет, тем ровнее и упорядоченнее будет статья.
Выводы из конца вебинара
В конце я привожу выводы по всему сказанному, вдруг вам тоже понадобится:
- Информационный продукт должне иметь внутреннюю и внешнюю цель. Внутренняя: Почему вы это пишете? Внешняя: Чем это полезно? Зачем это читать?
- У статьи должно быть движение из А в Б, которое определяет тему статьи.
- Все, что не по теме — выбрасываем. Если кул стори, но не по теме — отдельная статья.
- Сформулируйте опорные аргументы, мысли. Одна мысль — один раздел.
- Каждую опорную мысль раскройте примерно в одной логике. Например: введение, теория, пример хороший, пример плохой, вывод.
- Проверьте объем каждой опорной мысли — примерно одинаковый.
- Покажите одинаковую структуру с помощью форматов: подзаг., цитаты, символы.
И вот еще важное соображение:
Сначала смысл, потом структура
Не забывайте, что всё это — лишь инструменты наведения порядка в хорошем сильном тексте. Сама по себе структура на фиг не нужна никому.
Если у вас статья неинтересная, примеры высосаны из пальца, а аргументация на уровне сотого рерайта американских банальностей, то структурирование не поможет. Когда статья говно, то в какую формочку вы её ни запихнете, это всё равно будет говно.
Структура — это форма. Она помогает сделать содержание более привлекательным. Но содержание всегда важнее формы.
Смысл важнее структуры
Читать по теме:
Совет о модулях
Поток мысли
Редакторская гигиена
Структура в мире читателя
Вебинар про енотиков
Критерии качества информационной статьи