Трехдневный курс
Курс «Информационный стиль и редактура текста» — это все, что я знаю о писательстве, рекламе, редактуре, тексте интерфейса и тексте окружающей среды, уложенное в три дня зубодробительной теории и изнурительной практики.
С октября 2011 года курс шел два дня. В марте 2013 года курс расширен до трех дней. Вот что изменилось.
Первый день
Курс начинается с классического блока тем о редактировании существующего текста:
Когда использовать информационный стиль. Когда лучше вообще убрать текст и не писать.
Как редактировать на уровне слов — выбрасывать лишнее, наполнять нужным.
Как редактировать на уровне предложений и абзацев: группировать мысли, реструктурировать, дробить абзацы.
Изменятся практические задания. Раньше у нас было 3-4 варианта текста на редактирование, и потом мы каждый из них смотрели по 4-5 раз, было скучно. Теперь вариантов текста 15, и мы будем смотреть каждый не более двух раз.
Теперь в первый день мы делаем два практических задания: первое — на выбрасывание лишних слов, второе — на полное редактирование с реструктуризацией.
Второй день
Второй день полностью посвящен написанию текста в информационном стиле. Мы говорим об общих принципах структурирования, о выстраивании аргументов. Наконец-то можно подробно и обстоятельно поговорить:
о параллельном изложении, полях, выносках, врезках и боковом тексте,
об интерфейсе как предложении и эмоциях в нем,
о запретах и просьбах: как их формулировать, объяснять и оформлять;
об удобочитаемости и темпе текста.
Новая тема второго дня — «Текст в работоспособной системе». Я расскажу о том, как текст влияет на поведение покупателя в магазине, кафе, ресторане, интернет-магазине, при общении с техподдержкой или в соцсети; как текст сопровождает продукт и вызывает восторг.
Практика во второй день — создание полноценной информационной статьи. Мы составляем план, наполняем его содержанием, редактируем, вместе читаем и критикуем.
Третий день
Раньше реклама шла большим куском тем во второй день, наряду со структурой, текстом интерфейса и писем. Я люблю рекламу и занимаюсь ей большую часть времени, поэтому постепенно этот блок вытеснял всё остальное во второй день. Осенью мне пришлось проводить дополнительное трёхчасовое занятие после курса, чтобы дать темы, которые не поместились во второй день из-за разросшейся рекламы. В трёхдневном курсе рекламе отводится целый день, уже после того как мы поговорили о написании текста.
Также в третий день добавились темы, связанные с приёмами редакторской работы: как сохранять свежий взгляд, редактировать собственную работу, где брать идеи, как на самом деле использовать план.
После подведения итогов третьего дня — конкурс для самых стойких.
Как и почему обновляется курс
В курс попадает всё, что я встречаю в своей работе в бюро, Мегаплане, Будисте и на множестве разовых проектов. По ходу работы я добавляю все наблюдения в таск-менеджер. Перед каждым курсом переношу заметки в план курса, раскладываю все по папкам и пишу ко всему заметки. Так выглядит копилка курса сейчас, до разбора:
Курс начался в октябре 2011 года, с тех пор обновлялся три раза. Каждый раз новые малые темы нарастали на большие, как грибы. Постепенно малые темы становились большими и требовали отдельного места в курсе. Осенью я понял, что курс больше не помещается в два дня без потери качества.
Очное участие
Практические задания делаются в гугл-документах. Лучше всего взять с собой ноутбук или планшетник с полноценным десктопным браузером. На Айпаде в гугл-документах работать мучительно.
В дни курса трудно заниматься другими делами — например, работать и отвечать на письма. Два дня курса попадают на выходные, третий — понедельник. Лучше сделать так, чтобы в понедельник вас тоже не отвлекали.
Фотографии с летнего курса, второй день (Слава Кузьминский):
Еще фотографии у Антона Шеина и Ильи Синельникова.
О трансляции и дистанционном участии
Курс можно полноценно смотреть через интернет. Транслируется лектор, экран и звук из зала. Вопросы в скайпе.
Экран транслируется в отдельном окне:
Дистанционные слушатели выполняют задания наравне с участниками в зале.
Минусы дистанционного участия:
Задержка между вопросом и ответом. Я не все время за компьютером на курсе, плюс трансляция идет примерно с полуминутным запозданием. Мы еще не нашли идеальный способ сделать нормальную обратную связь.
Коллективно редактировать текст с другими дистанционными участниками сложнее, чем с участниками в одной аудитории.
Плюс дистанционного участия:
Полноценное участие в курсе без приезда в Москву. Те же задания, тот же материал, ответы на вопросы, сертификат и поддержка после курса. Мне важно, чтобы дистанционные участники были включены в процесс и работали наравне со всеми, не отвлекаясь на домашние дела и работу.
Время работы и нагрузка на курсе
К сожалению, расширение курса до трёх дней не означает, что мы будем раньше заканчивать. В первый день курс начинается в 11:00 и заканчивается не раньше 21:00. Во второй и третий день с 10:00 до 11:00 мы работаем индивидуально: я отвечаю на вопросы и мы смотрим те работы, которые не успели посмотреть в предыдущий день. В последний день мы обычно заканчивали в 23:55, потому что дольше уже просто неприлично.
Заниматься на курсе тяжело. Несмотря на часовой перерыв на обед и 2-3 кофе-брейка, к концу дня очень устаёшь. Выручает только отличный кофе, печеньки, сок и свежий воздух.
Фотография Алексея Бурбы с осеннего курса. Время — начало одиннадцатого.
Если вы записались, но в день курса начинаете заболевать, лучше идите домой и смотрите нас в трансляции или приходите на следующий курс. С начинающейся простудой, насморком или головной болью курс проходить очень тяжело и, скорее всего, бесполезно. В марте в Москве запросто заболеть.
Запись и скачивание курса
К сожалению, курс не записывается. Его нельзя ниоткуда скачать, даже за деньги.
Еда и напитки
Каждый день в 2-3 часа дня у нас обед в кафе «Искра». Подают бизнес-ланч с блюдами на выбор: суп или салат, горячее и напиток. На горячее — лапша или пицца.
Примерно каждые полтора-два часа мы делаем перерыв, чтобы проветрить комнату и выпить чай или кофе. Кофе отличный. К кофе есть печенье и «Чоко-пай»; сухие и свежие фрукты.
Еда и напитки входят в стоимость курса.
Парковка
Припарковать машину можно перед «Флаконом». Если приезжать пораньше, там нетрудно найти место. На территорию «Флакона» заехать проблематично, и машину там лучше не ставить: по территории ездит фиолетовый трактор. Кроме шуток. Я бы не рисковал.
Противопоказания
Курс не будет полезен тем, кто занимается только художественным текстом. Я не писатель сам, и учить других не возьмусь. Романы, повести, юмористические очерки, пьесы, киносценарии — это не ко мне.
На курсе нет ничего о переводе. Курс будет полезен переводчикам только с точки зрения русского языка. Я хоть и переводчик, и готов проконсультировать по переводу, но преподавать — еще нет.
Посетить курс
Запись на курс, программа и отзывы на сайте бюро.
Ребята, всем советую этот курс. Макс промывает мозги, что мало не покажется.
Очень крутой текст про очень интересный курс. Об опечатку «...мы работаеи индивидуальн:..» споткнулся, как об кирпич :-)
Максим, для айпада есть приложение «Гугл драйв». Хотя основной смысл его в замене «Дропбокса», но полезным плюсом является возможность просмотра и редактирования документов «Гугл докса», что, возможно, решит проблемы «безноутбучных».
Андрей, спасибо за совет! Я пробовал Гугл-документы через веб, было ужасно. В приложении получше, вы правы.
А еще, помимо «Драйва», ткнулся в обычную веб-версию: всё, вроде, работает. Для этого жмем на «View Google Docs in Desktop» в нижней части страницы. Пару раз он ругнется, что потенциально не поддерживается, на что нужно смело отвечать: «Братюнь, я знаю, что делаю».
Максим, а есть ли возможность совершить оплату банковской картой через какой-нибудь шлюз или платежную систему (напр. Paypal)?
Тридцать тысяч, возможно, не такие уж и большие деньги (хотя в провинции кто-то на них и полгода живет), но было бы гораздо удобнее выкладывать их не разом, а оплатить кредиткой с 2-месячным беспроцентным периодом. Большинство кредитных карт не позволяют совершать банковские переводы или же приравнивают их к снятию наличных (разумеется, за высокий процент).
P. S. я написал аналогичное письмо в ваш центр, но ваш ответ здесь, возможно, избавит образовательный центр от таких же похожих писем. Спасибо!
Андрей, к сожалению, нет.