Полезное действие — не думать
Эта заметка не о том, как стоит работать. Эта заметка о пользе наблюдательности.
Присказка
Допустим, ты работаешь на корпорацию. К тебе приходят менеджеры за текстом. С кем-то из них у тебя сразу всё нормально: составляешь понимание задачи, формулируешь полезное действие и в бой. Бодрый менеджер отвечает на все вопросы, у вас получаются хорошие продукты.
А бывает, что менеджер вбрасывает задачу и больше ничего не хочет делать. Задачи вроде таких:
СРОЧНО НАПИШИ МНЕ ЛЕНДИНГ, НАПРИМЕР. ДЕДЛАЙН ВЧЕРА, РЕЛИЗ ЗАВТРА, ЮРИСТЫ ВЫРАЗИЛИ КОНСЁРН. ЗАДАЧА ЛЕНДИНГА — ПРОДАЖА.
Ты начинаешь прояснять задачу и видишь, что с каждым твоим вопросом менеджер угасает. Глазки тускнеют, воля к жизни пропадает, в нём копится раздражение. Никаких внятных ответов он тебе не дает. Ты это видишь. Ты это проигнорируешь?
Сказка
Давай помедитируем над этим. Перед тобой конкретный человек. Ты смотришь на него и видишь, что он не хочет разбираться в задаче. Не менеджеры в целом, не все корпоративные сотрудники, а именно вот этот конкретный человек. Что это может значить и что ты с этим сделаешь?
Вероятно, в твоем представлении вы с менеджером должны решать бизнесовые задачи. Менеджер должен быть взрослым ответственным человеком, который заинтересован в успехе для бизнеса. И в контексте этих твоих представлений его нежелание разбираться в задаче выглядит странно. Но ведь это твои представления.
А теперь посмотри на реальность. Что делает этот менеджер? Чего он хочет? Посмотри на него. Действительно посмотри. Не на свои представления о нем, а на него — настоящего, какой он есть. Что ты видишь?
Есть вероятность, что этот человек обратился к тебе не чтобы решить задачу, а...
Сюжетный поворот
...ЧТОБЫ ОН МОГ НЕ ДУМАТЬ.
Может ли быть такое, что менеджер вообще не думает о полезном действии для компании? Может ли быть так, что у него невероятно закисшие мозги, и он думает лишь о том, чтобы его не уволили? Какова вероятность, что его атакуют со всех сторон, и твои вопросы не помогают ему, а только усложняют жизнь?
Я не знаю ответы на эти вопросы. Это ты смотришь на своего менеджера, а не я. Что ты видишь? И что ты с этим сделаешь?
Финальная битва
Я часто вижу такое: студент Школы редакторов впитал истину о полезном действии. Он приходит в проект и начинает долбить всех пониманием задачи. И когда люди не долбятся, он с удивлением: «Вот дурачки! Не думают о полезном действии! Мне так некомфортно работать!» Он по-своему прав. Если у текстовой задачи нет полезного действия в мире читателя, почти всегда получается ерунда.
Но он неправ в том, что действует из своих идеалистических представлений, а не из реальной ситуации. В результате приходится бороться с невозможным сопротивлением и страдать от непонимания.
А как же быть? Вот несколько вариантов:
Выстроить ожидания. Менеджер ведь ожидает, что вы безропотно возьмете его задачу и разгрузите его голову. Почему он этого ожидает? Может быть, нужно с ним поработать над ожиданиями? Может быть, нужно предложить ему заполнить анкету для твоей задачи, чтобы он понимал объем информации, который нужно предоставить? Или просто за кофе с ним поговорить. Но не быковать типа «Ты должен понимать наш редпроцесс», а по-человечески.
Помочь ему увидеть пользу от включения в задачу. Может быть, сейчас он не заинтересован в хорошем проекте. Как сделать так, чтобы это стало в его интересах?
Обойти его. Заказывает у тебя работу менеджер, но у него тоже есть какой-то заказчик. Может быть, тебе нужно работать с тем товарищем наверху?
Перекинуть его задачи на других. У тебя могут быть коллеги, помощники, младшие авторы. Может быть, им будет легче работать с этим конкретным менеджером?
Не работать с ним в частности или с этой корпорацией вообще. Если люди не заинтересованы в качественной работе, зачем тратить на них время?
Красивые титры в конце
Тут нет однозначных решения типа «говори так» и «напиши такое письмо». Главное, что тут надо запомнить: если у тебя началось трение в проекте, открой глаза и реально посмотри на то, что происходит. Вылези из своих представлений о том, каким должен быть проект, и посмотри на тот проект, который тебе дан. Не игнорируй реальность.
Взгляд на реальность мгновенно превратит тебя из новичка в бывалого. И все люди, с которыми ты работаешь, будут очень заинтересованы в твоей дальнейшей помощи.