Ильяхов

Найти няню для ребенка (но резюме пишут копирайтеры)

Представьте, что у вас маленький ребенок и важная работа. Ребенку почти два года. Вы не хотите полностью бросать работу ради ребенка, но и ребенка, понятно, одного не оставишь. Вы ищете няню на несколько часов в день. Платить готовы много.

Вы разместили вакансию с такими требованиями:

педагогическое образование,
опыт работы с детьми,
работа 2-3 часа в день по будням,
живет в городе N.

Вот ответы, которые вы получили:

Мы с с моей малышкой (2,8) ищем подработочку! Три года назад наш папа бросил нас, и с тех пор мы ищем любую работку, чтобы моя малышка не голодала. Ради этого я готова пойти на всё! Я работала уборщицей, сиделкой, нянечкой, сейчас вынуждена заниматься бесконтактной доставкой веществ, но мне нужен более стабильный график. Мы готовы делать любые ваши задачи! Обязательно ждем ответа!

Последние полгода я занималась с ребенком в замечательной семье. Но внезапно между мной и отцом ребенка вспыхнули чувства. Это был настоящий фейерверк эмоций! Долгие прогулки в парке, яркий секс, бесконечный океан нежности. Мы совпали, как две половинки пазла, и он обещал на мне жениться. Но обо всём узнала его жена, которая установила в доме камеры, и теперь я ищу новую работу. Буду рада вашему скорейшему ответу!

Меня всегда тянуло к детям: мне нравится с ними общаться, я получаю удовольствие от наблюдения за тем, как они растут. Однажды я хочу завести собственных детей, а пока набираюсь опыта, воспитывая ребятишек в других семьях.

Я инженер-строитель, имею два высших образования. Ранее работал в проектировочном бюро. Есть опыт работы в гос. секторе. Мой высокий профессионализм подтвержден грамотой такой-то и дипломом таким-то.

Вообще я приехала в N, чтобы стать дизайнером модной одежды, но сейчас такая экономическая ситуация, что дизайнеры особо никому не нужны, поэтому я ищу временную подработку. Я обаятельна, коммуникабельна, стрессоустойчива, занимаюсь фитнесом, йогой, практикую ЗОЖ и ПП.

Случайно наткнулась на вашу вакансию. Я живу в Nской области, в двух часах езды от N, поэтому могу приезжать на целый день один раз в неделю. Если заинтересует — пишите.

Прошу рассмотреть мое резюме (само резюме в приложении в виде документа PPT на 64 слайда).

Примерно так выглядят отклики на любую вакансию в мире: люди пишут о себе, рассказывают историю своей жизни, ругают предыдущих работодателей и подчеркивают, что им наша работа на особо интересна. Отдельный класс — отклики, которые точно не подходят и которые не соответствуют техническим требованиям вакансии (например, написать письмо, а не прислать резюме).

Приглашение на собеседование получит такой отклик:

Меня зовут Олеся, я выпускница Пятигорского педагогического университета, работаю с маленькими детьми последние два года. С детьми я играю, занимаюсь, при необходимости могу приготовить и покормить. Живу в N, могу приезжать на 2-3 часа в день или оставаться с ребенком дольше, если это нужно. В приложении — рекомендации и контакты семей, с которыми я работала. Буду рада вам помочь.

Просто, да непросто.

Пути решения задачи

Редактору поручили написать статью с экспертом. Редактор думает так: «Мне надо договориться с экспертом на созвон, получить информацию, написать, отправить, согласовать и сдать». Можно представить этот путь простой линейной схемкой движения из точки А (нет статьи) в точку Б (есть статья с экспертом).

Допустим, редактор договорился с экспертом о созвоне. В последний момент эксперт попросил перенести созвон на неопределенный срок. Статья встала.

Редактор думает, что сейчас эксперт вернется и они вместе ударными темпами всё доделают. А эксперт уже забыл про статью и занимается своими делами.

Проблема в том, что редактор видит только один путь решения задачи. Для него проект — это движение по одним строго определенным рельсам. Он не видит, что на самом деле это не рельсы, а тропинки, и выбранный им путь — всего лишь одна из множества тропинок.

Какие еще есть тропинки:

Интенсивно пинговать нынешнего эксперта, чтобы он все-таки вышел на связь

Сделать статью с другим экспертом

Сделать статью с меньшим уровнем погружения, в которой не нужен будет эксперт

Сделать статью на другую тему

Сделать не статью, а ресайз старой статьи

Сделать подборку старых статей

Понятно, что каждое из этих решений редактор должен сначала согласовать с клиентом — нельзя взяться за одно задание, а в результате принести что-то совсем другое. И это тоже часть решения: договориться с клиентом, что ты придешь не в точку Б, а в точку В, Г или Д.

Чем редактор более опытный, тем больше таких дорожек он видит.

Аналогично с авторами из Инстаграма: им кто-то сказал на вебинаре, что единственный способ заработка — это писать текстики для чужих инстаграмных аккаунтов. Потом со временем эти авторы узнают, что текст нужен за пределами Инстаграма: в телекоме, банках, торговых компаниях и т. д. Их репертуар и инструментарий расширяется, им легче работать, они больше зарабатывают.

Это одна из причин, почему в Школе редакторов преподают не один только текст, а семь дисциплин: текст, интерфейс, типографику, верстку, переговоры, право и управление (скоро еще добавим визуальное повествование). Когда ты умеешь только писать и редактировать, твоя дорожка прямая и трудная. Когда ты умеешь многое другое, твой путь интереснее, возможностей больше, результат — лучше.

Чему вы научитесь

В рекламе курсов или книг опасно давать обещания из серии «вы научитесь тому-то», «вы сможете то-то», «вы узнаете» и подобные.

Причина такая: «я научился», «я знаю» и «я могу» — это следствие когнитивных процессов клиента, за которые вы не отвечаете. Вы можете ему сказать, но он может не услышать, не запомнить, не вникнуть. Вы можете дать ему упражнения, но он может их не выполнить и не научиться.

Поэтому безопаснее и корректнее так:

Нет

Да

Вы сможете

Мы покажем, как

Вы научитесь

У вас будут упражнения

Вы узнаете

В курсе будет тема

Вы сделаете

Мы дадим вам знания, чтобы вы смогли сделать

Вы станете

Мы поможем вам стать

Можно это проигнорировать и писать, как в колонке «нет», но это создает юридические риски для компании и завышенные ожидания клиентов. Решайте сами, готовы ли вы их принимать.

Когда использовать призывы в рекламе, а когда — нет

Вот простой рецепт для моих студентов, которые будут делать промостраницы.

Если вы рассказываете о чем-то, что ваш читатель знает и понимает, допустимо использовать в заголовках повелительное наклонение. Лучше всего, чтобы призыв опирался на какое-то условие и обстоятельство.

Так себе: бронируйте туры прямо сейчас!
Допустимо: бронируйте туры сейчас, пока цены низкие
Хорошо: забронируйте тур до конца недели, пока есть места на новогодние праздники

Так себе: начните изучать английский сегодня
Допустимо: не откладывайте на первое число, начните изучать английский сегодня
Хорошо: начните изучать английский сегодня, и к концу месяца вы уже сможете представиться и завязать разговор с иностранцем

Гораздо хуже, когда вы показываете человеку новый продукт, с которым он еще не знаком, ценность которого понимает слабо. Например, у вас будет задание — продать устройство для создания электронной музыки. Человек еще не понимает, что это и зачем. Он еще не знает, нужно оно ему или нет. Ваша задача — не надавить, а очаровать. И поэтому:

Плохо: начните делать музыку прямо сейчас!
Хорошо: первый трек — за первый час работы

Плохо: Станьте профессиональным музыкантом
Допустимо: Для дома, студии и концертов

Ощутите разницу. Во втором случае читатель еще не понимает, что это и зачем — его еще рано к чему-то призывать. Поэтому повелительное наклонение здесь не нужно.

Авторский стиль и эклеры

У авторов в Инстаграме много страданий насчет авторского стиля. Идея такая: «У меня есть свой стиль, а Ильяхов заставляет меня всё высушить и отказаться от МОЕЙ ДУШИ!». В этой заметке — почему на самом деле вы можете писать в своем стиле, игнорировать инфостиль и вообще с вами всё окей (при определенных условиях).

На примере эклеров

Допустим, вы умеете выпекать эклеры. Вы разбираетесь в тесте, начинках и глазури. Ваш способ приготовления эклеров — это ваш стиль.

С этим стилем вы можете печь эклеры на заказ ровно тем людям, которым нужны эклеры. Вы можете пойти в кондитерскую и печь там эклеры. Но если вы хотите печь торты, вам придется научиться еще и этому. Эклеры — это хорошо, но если вы хотите большего, нужно изучить что-то другое.

Нужно ли вам переходить от эклеров к тортам? Я не знаю, зависит от ваших задач. Можно стать великим мастером эклеров и заниматься ими всю жизнь. Можно развиваться в других областях. Можно вообще заниматься кулинарией как хобби, а в рабочее время поставлять черный металлопрокат. Как хотите.

С текстом так же. Ваш стиль — это какое-то одно блюдо в огромном кулинарном мире. Вы можете всю жизнь готовить это одно блюдо и стать в нем мастером. Или можете осваивать другие жанры текста, другие стили и другие задачи.

Обратно к коммерции

Обычный «сухой» коммерческий текст — супервостребованная услуга, потому что большая часть бизнеса в России живет не в Инстаграме, а за его пределами. Людям нужно продавать мебель, продукты, лекарства, информационные системы и недвижимость. Для этих задач не подходит инстаграмный стиль со сторителлингом и вопросами в конце. Так же, как эклер не подают как первое блюдо на обед.

Инстаграмный стиль котируется в самом инстаграме на курсах и тренингах роста, успеха и таргета. Но как по мне, это очень маленькая и душная среда, в которой мало денег по сравнению с миром обычной скучной коммерческой редактуры.

Вот пример: когда я был совсем зеленым, я писал сухие коммерческие тексты для цветочной франшизы и брал 2400 ₽ за 1000 знаков. Я еще был никем и звали меня никак, но для моего заказчика это были приемлемые цены и ощутимая польза.

Вы имеете право работать где угодно и как угодно. Хотите — работайте в Инстаграме и прокачивайте свой стиль. Хотите — растите вширь и захватывайте новые темы и отрасли. Никто вам в кошелек не смотрит и жизни не учит. Человека могут облайкать друзьяшки в Инстаграме, но какая от этого польза, если на нем висит кредит в 300 тысяч?

Эмпатия

Я понимаю девчонок, которые приходят в копирайтинг ради чистой самореализации. Такая девчонка не стеснена в средствах, у нее нет задачи выплачивать ипотеку, она просто хочет заниматься интересным делом. Замечательно! Пишите в своем уникальном стиле, продавайте это за любую цену и наслаждайтесь этим ремеслом. Я так занимаюсь музыкой: в кайф, неторопливо, в своем стиле. Кому-то нравится — ну, хорошо. Не нравится — ну, ничего. Я же для себя делаю, а не на продажу.

Но если стоит вопрос заработка, то в интересах каждого человека хотя бы задуматься — является ли мой авотрский стиль тем инструментом, который приносит мне нужный уровень дохода? И если ответ да — всё в порядке, вы в порядке, продолжайте в том же духе. А если ответ нет — вы знаете, что делать.

2020   деньги

История о пиратстве «Пиши, сокращай» и Данииле Галте

Года полтора назад мы с Лешей Башуком начали регистрировать права на интеллектуальную собственность. Начали с товарных знаков: названий книг, программ, курсов и рассылок. По большей части я с этими правами ничего не делаю. Но однажды эта регистрация пригодилась. Вот об этом история.

Краткое содержание

Даниил Галт дарил электронную версию «Пиши, сокращай» вместе со своей книгой. Это нарушение прав на литературное произведение и товарный знак.

Вместе с юристом мы собрали доказательную базу и направили претензию на 800 тысяч рублей.

В результате мы договорились на 300 тысяч. Даниил выплатил их.

Все документы, услуги нотариуса и юриста стоили около 100 тысяч.

Дальше история предельно нудная, нужна только для справки и чтобы пугать будущих нарушителей. Если ждете увлекательный сторителлинг, прочитайте лучше про назидательность.

Скриншот, с которого началось дело Галта

Знакомство

Летом 2020 года читатель прислал ссылку на сайт предпринимателя Даниила Галта. Даниил продавал свою электронную книгу, а в комплект к ней предлагал в подарок некоторые другие продукты, в том числе — электронную версию «Пиши, сокращай».

Книга в электронной версии не издавалась (почему — рассказывали в 2016 году). Маловероятно, что у Галта были права, которых не было даже у издательства.

Обычно в этой ситуации я связываюсь с нарушителем. Прямо звоню: «Здрасьте, это Ильяхов, уберите книжку». Мне всегда отвечают в духе «Простите, не знали, не имели в виду ничего плохого, спасибо за книгу!» Книгу удаляют, вопрос исчерпан за пять минут.

Если кто-то начинает быковать, я упоминаю, что «Пиши, сокращай» — зарегистрированный товарный знак, тогда вопрос исчерпан за 10 минут.

Я дважды написал Даниилу в Инстаграме, он не ответил. Между двумя заходами я изучил его страницу. Это был предприниматель с Бали: пальмы, море, лидогенерация и беззаботная жизнь. Между моими сообщениями он продолжал публиковать что-то в Инстаграме, и было очевидно, что он жив и работает, просто игнорирует конкретно меня.

C 24 июня по 5 июля я не терял надежды

План

Юрист предложил такой план:

  1. Провести осмотр сайта с нотариусом, чтобы зафиксировать нарушение. Это необходимая процедура, чтобы доказать в суде, что Даниил действительно продавал книгу. Осмотр стоил почти 50 тысяч рублей, но без него нет доказательства нарушения.
  2. Составить вежливую досудебную претензию, в которой предложить Даниилу самостоятельно исправиться, выплатить компенсацию, плюс затраты.
  3. Если Даниил откажется или проигнорирует — подать исковое заявление в арбитражный суд.

Единственное, что меня смущало в этом плане — что вся процедура может встать мне в 100—150 тысяч рублей. Даже если суд вынесет решение в нашу пользу и мы получим исполнительный лист, нет никаких гарантий, что у Галта будут деньги, которые мы можем с него стребовать.

Но я рассудил так: «Если человек живет на Бали и занимается инфобизнесом, у него должны быть деньги». Я заплатил, дело пошло.

Реализация

Дальше работал юрист и его команда: сделали осмотр сайта, составили гигантский протокол, через ФНС выяснили почтовый адрес Даниила (это было его место прописки, то есть дом родителей), направили претензию.

В досудебной претензии мы потребовали у Галта 787 600 рублей: 700 тысяч компенсации и 87 600 на нотариуса и юристов. Вот фрагмент, где юрист считает компенсации:

Особенно интересно здесь про 4000 книг, которые Галт, по нашему мнению, распространил. На странице Даниила в Инстаграме было написано: «Более 4000 человек обучаются по моим книгам»
Три осмотра сайтов, почты и соцсетей. Это — юридическое доказательство нарушения

Реакция

Даниил вышел на связь, принес извинения, удалил книгу и просил не идти в суд, аргументируя это тем, что сумма 800 тысяч для него неподъемная. Мне это показалось странным: я был уверен, что у него есть эти деньги, просто он не хочет их платить. В моей голове человек, который проживает на Бали, должен зарабатывать как минимум тысяч 250 в месяц и иметь сбережений в несколько миллионов.

Позднее Даниил прислал мне личное обращение, в котором объяснял, почему эта сумма для него неподъемная. Из его сообщения я сделал такой вывод: не все люди, которые выглядят успешными, на самом деле таковыми являются. А мои представления об островной жизни сильно романтизированы.

Далее у нас с Алексеем был выбор: продолжить давить с прежними требованиями или предложить урегулировать спор до суда, но снизить требования. Мы выбрали второй путь. Наши требования стали такими:

200 тысяч рублей компенсации нарушения прав и морального вреда (по 100 тысяч для меня и Люды Сарычевой);
около 100 тысяч — компенсация юридических издержек;
публикация в Инстаграме подробного описания инцидента.

Даниил согласился.

Результат

В начале сентября 2020 года Даниил выплатил компенсацию. Дело не дошло до суда.

Свою часть компенсации я превращу в призовой фонд нового вызова Главреда, который будет посвящен авторским правам. Старт конкурса — во второй половине сентября. Деньги, которые мне выплатил Галт, в итоге достанутся тем редакторам, которые займут призовые места в предстоящем творческом конкурсе.

Теперь ответы на волнующие вопросы:

Почему решили давить до конца, а не отстать, когда Даниил удалил материалы?

Потому что на момент, когда Даниил удалил материалы, я уже потратил около 100 тысяч рублей на юристов и нотариуса. И было в этом, конечно, что-то личное: когда Галт дважды меня проигнорировал на старте, я увидел в этом неуважение.

Почему осмотры нотариуса стоили так дорого?

Нужно было провести сразу три осмотра: сайта с продажей пиратской книги, почты покупателя и инстаграма Даниила. Осмотры стоили почти 50 тысяч рублей, но без них у нас бы не получилось доказать нарушение суду.

Почему снизили требования?

Даниил убедил меня, что он не сможет выплатить полную сумму в какой-либо разумный срок. Выплаченная половина лучше, чем если он не выплатит вообще ничего.

Неужели в России можно защитить права на что-то невещественное?

Можно защитить права на литературное произведение и товарный знак. Права на произведение принадлежат нам с Людмилой по факту авторства, а товарный знак «Пиши, сокращай» зарегистрирован в Роспатенте.

Сколько на это ушло времени?

От начала общения до получения компенсации — чуть больше двух месяцев.

Вы что, платили за услуги адвоката и нотариуса вперед?

Да, я заранее оплатил услуги по юридическому сопровождению сделки и услуги нотариуса. К сожалению, такой порядок: сначала ты вкладываешься в спор, потом есть шанс вернуть эти деньги.

Зачем об этом рассказываете?

Чтобы была ссылка, которую можно направить будущим нарушителям.

Кто такой крутой юрист?

Я работал с Алексеем Башуком, у него есть канал в Телеграме. Его компания — «Башук Чичканов».

Как мне не стать нарушителем?

Не публикуйте какие-либо версии каких-либо книг в открытом доступе, если у вас на это нет разрешения правообладателя или издательства.

Но книга есть в свободном доступе!

Мы регулярно составляем такие претензии и припугиваем сайты, которые промышляют пиратством. Если кто-то распространяет пиратскую версию, со временем мы его накажем. Если вы скачали книгу в интернете, это не значит, что ее можно так же свободно распространять.

Это значит, что вообще нельзя упоминать никакие книги?

Напротив: можно писать рецензии, краткие пересказы, отзывы и мнения; можно выкладывать фотографии книг в Инстаграм и другие соцсети (но не всей книги, а отдельных фрагментов). Можно дарить бумажные книги, если вы их купили и теперь передариваете.

А что там с конкурсом?

Во второй половине сентября начнется вызов Главреда об авторском праве. Призовой фонд — 100 тысяч рублей, главный приз — 20 тысяч. Подробности позднее.

2020   право

Обсер с курсом и работа над ошибками

У меня есть курс про текст в обучающих продуктах: я его сделал на платформе Skill Cup весной 2020 года.

Курс был посвящен узкой теме: как сотрудникам отдела обучения писать текст для своих рабочих курсов. Например, в банке есть отдел клиентского сервиса, они пишут для своих сотрудников курс по работе с холодной базой. Обычно это решается презентациями в «Пауэрпоинте». Задача моего курса в Skill Cup — чтобы этот «Пауэрпоинт» цеплял людей и чтобы им хотелось читать и изучать дальше. Такой чисто B2B-междусобойчик.

Что произошло

Дальше что-то пошло не так, и мы стали обещать на странице курса много лишнего: например, что он подойдет частным специалистам, онлайн-школам, психологам и инфобизнесменам. Также на промостранице не было подчеркнуто, что курс только про текст, а не про теорию обучения и драматургию видеороликов.

В итоге некоторые люди приходили с ожиданием, что курс будет про создание интерактивных видеоуроков, а внутри был хардкор про текст и иллюстрации. Обычно это люди, которые уже у меня учились, читали «Пиши, сокращай» и вообще были в теме. Для них в курсе не было принципиально нового. Понятно их разочарование.

Что дальше

Это всё, конечно, не по-нашему. Дальше есть два пути: переформулировать страницу, чтобы она была посвящена только корпоратам и «Пауэрпоинтам»; или прокачать курс, чтобы он стал убийцей всех курсов. Мы сделаем второе.

В конце октября 2020 года мы выпустим большое обновление курса об обучающих продуктах. В него войдут:

Основы обучения. Не слишком глубоко, но достаточно, чтобы делать онлайн-курсы для взрослых (но не для детей!)

Много, очень много новых примеров из разных областей: не только корпораты, но и частные школы, психологи, хобби, отношения и что угодно. Примеры для разбора я соберу у тех участников, которые уже купили курс. В понедельник мы сделаем по ним рассылку.

Основы видео: как снимать, какой должна быть картинка, разные варианты монтажа и подачи. Драматургия обучающих роликов. Вы вряд ли сможете сами себя снять, но вы сможете проконтролировать, чтобы видео помогало вам, а не мешало. Я не буду поднимать технические вопросы съемок — только смысловые.

Вопросы интерактивных элементов в онлайн-обучении: нужны ли они, какими могут быть, что реально дают, на что и как стоит тратить деньги. Многие живут в иллюзии, что для обучающих курсов обязательно городить навороченные интерактивные заданиях. Вот об этом поговорим.

Что-то еще, чего не хватило нынешним участникам.

Все, кто уже купил этот курс, получат обновление бесплатно: оно появится в их личных кабинетах, а мы дополнительно сделаем рассылку. Доплачивать не нужно.

Вместе с выходом курса мы также повысим цену, но только для новых покупателей и не сразу. Торопиться покупать прямо сейчас не надо: когда выйдет курс, вы сможете изучить его содержание, посмотреть демонстрационные материалы и принять решение. Сейчас на эмоциях не покупайте, а то опять будут завышенные ожидания.

Корректировка ожиданий

Это все еще будет мой курс, и если вы читали все мои статьи и книги, для вас в нем не будет
принципиально нового. Я не научу вас писать сценарии, как Тарантино, и вы не научитесь программировать интерактивные тесты с нуля. Это все еще будет курс про обучающий контент.

Будет всё то же верховенство полезного действия; те же вопросы управления вниманием; то же стремление к чистоте языка, наглядности и примерам. Если вы уже 10 лет читаете меня, этот курс не откроет вам новую вселенную — лишь добавит какие-то отдельные фрагменты в картину мира.

В курсе не будут подниматься вопросы выбора системы управления (LMS), вопросы продвижения и маркетинга курсов, проведения живых вебинаров.

Курс был и будет ориентирован на людей, которые ничего не знают обо мне и моем подходе, поэтому там будет многое из того, что вы уже наверняка знаете. Но я сделаю всё в моих силах, чтобы и для вас там было что-то новое.

Пафос

Я стараюсь делать продукты так: если человек заплатил мне тысячу рублей, я дам ему пользы на пять тысяч. На курсе про обучающие продукты я дал маху и переобещал. Теперь мы сделаем так, чтобы наши участники получили намного больше, чем то, за что они изначально заплатили.

2020   курс

Бред сивой кобылы про частицу «не»

Простой способ определить, что перед тобой человек, который не разбирается ни в тексте, ни в коммуникациях — спросить у него про частицу «не». Можно ли ее использовать?

Если человек не разбирается, он выдаст что-то вроде: «Подсознание не воспринимает частицу „не“, поэтому ее лучше не использовать»

Это, как видно из заголовка, несусветная чушь, чистейшее шарлатанство и бред сивой кобылы в одном флаконе.

Как на самом деле:

  1. Люди мыслят образами. Чтобы что-то понять, им нужно это вообразить.
  2. Вообразить можно только наличие чего-то. Нельзя вообразить отсутствие чего-то.
  3. Когда мы говорим «Не делай того-то», человек мгновенно нарисует картинку того, как он это делает. И потом перечеркнет это: мол, так делать не надо.

Вот примеры:

«Не влезай, убьет» — я воображаю, что я туда влез и меня убило. Именно это и нужно было: чтобы я вообразил это и испугался.

«Не трать время на походы в магазин» — человек представляет, как он толкается с тележкой в «Ашане» под вой детей и писк мамаш. Сразу как-то не хочется.

«Не бойтесь, в нашем городе вас не убьют» — представляешь, как тебя убивают в нашем городе. Пока что не особо жизнеутверждающе.

Сначала человек воображает то, что вы ему сказали; а потом уже делает с этим образом то, что нужно — например, представляет альтернативу.

Здесь не курить — курить там.
Не трать время на покупки — закажи на сайте.
Не загораживайте проход — сумку положите под кресло перед вами.
В нашем городе вас не убьют, потому что мы подарим вам бронежилет.

Дело не в частице «не», а в образах, которые мы рисуем. Думайте не о словах, а о смысле.

Обесценивание

Имэджин: вы написали статью или сделали постик в Инсте. Нормальный постик. Тут в комментарии приходит человек, который говорит примерно так:

У вас тут опечатки. Вообще-то не ожидал, что человек вашей профессии будет настолько невнимательно относиться к тексту. Но это и неудивительно: раньше писали профессионалы, а сейчас каждая мартышка может сочинять постики в блог. Печально... Деградируем... Люди, которые не читают художественную литературу, вообще не должны иметь доступа к... Нужно на законодательном уровне ввести запрет на ведение блога, если ты не в состоянии исправить опечатки! Я так считаю!

Перед вами обесценивание. Это значит, что человек из-за вашей статьи почувствовал себя не в своей тарелке. Например, он тоже хотел выразить эту мысль, но вы его опередили. Или он хотел бы быть на вашем месте, но не может, и его это злит. Или он считает, что во всех его неудачах виноваты окружающие.

Про обесценивание важно понимать одну неинтуитивную штуку: это не вы сделали плохую работу; это другой человек рядом с вами чувствует себя плохо. Сам себе чувствует, вы просто рядом стоите-дышите.

Если бы ваша работа была плохой, он бы просто прошел мимо. Никто не будет в здравом уме комментировать просто плохой пост.

Обесценивание — это именно попытка публично принизить работу другого человека. Там всегда будет всё утрировано, едко, немного с табуреточки. Человек будет всем своим видом показывать, что он умнее и талантливее.

Если вас пытаются обесценить, вы сделали что-то хорошее. Шлите этих умников на хер, по возможности исправляйте опечатки и пишите следующий пост.

Проблема при общении с возмущенными

Фатальная ошибка — пытаться говорить с возмущенным человеком в интернете. Причины три:

Он на эмоциях. Возмущенный человек переживает сильные эмоции. Это значит, что сейчас временно снижены его способности логически мыслить и воспринимать чужую точку зрения. Мир разделен на черное и белое: «Кто не с нами — тот против нас».

Если человек сейчас возмущен фейком или полной ерундой, которая никак не влияет на его жизнь, он сможет это понять только самостоятельно, через несколько недель, когда схлынет эта информационная волна и нахлынет следующая. И он это осознает сам, без вашей помощи. Не лезьте переубеждать его сейчас, это не поможет.

Ему сейчас хорошо. Одна из главных эмоций при возмущении — это чувство собственного морального превосходства. Всегда есть какие-то вонючие козлы, которые творят зло, а возмущенный человек всегда на стороне добра. Ему важно сейчас так чувствовать.

Когда мы спорим с возмущенным человеком, с его точки зрения мы прогоняем его с морального пьедестала. Он будет биться за этот пьедестал всеми силами.

Он ничего не решает. Человек чаще всего возмущается, когда не может ничего сделать. Если бы он мог что-то сделать, он был бы этим занят.

Скорее всего, перед вами просто добрая душа из интернета: его накрутили, он теперь весь взвинченный и о чем-то переживает. Утром это пройдет. Вы заметите, что если не эскалировать конфликт, то очень быстро он перестает быть всем интересным.

Сравнение с идеалом

Выпустились из школы Вася и Антон. Антон как-то раз-раз, сделал карьеру, сейчас вице-президент банка, ездит на дорогом автомобиле, всем обеспечен, строит второй дом в Подмосковье.

У Васи всё намного скромнее. Пусть он у нас будет старшим специалистом с зарплатой 120 тысяч, 60 из которых он отдает за квартиру.

И вот жена его пилит:

У Антона каждый год новая машина, а ты даже костюм не можешь каждый год обновить

Антон, одноклассник твой, уже второй дом строит, а ты не можешь плитку в ванной переклеить. Вызвал бы мастера уже, не позорился бы...

Вот после кризиса Антон никак не пострадал, а мы откупорили вклад

У Васи тут большое пространство для маневра: можно послать эту курицу на хер; можно терпеть; можно нетоксично и конструктивно что-то там бормотать. Да неважно. Я о другом.

Такое сравнение с идеалом совершенно не помогает ни Васе, ни его жене. Антон живет где-то в своей вселенной, дорожку до которой ни он, ни она не знает. От того, что жена пилит Васю, он волшебным образом не откроет эту дорожку. Она думает, что она своими упреками его мотивирует. А в реальности она просто его шлепает вонючей тряпкой.

В итоге ему плохо, ей плохо, никто никуда не движется.

А можно все эти же претензии сформулировать в таком ключе:

Слушай, давай придумаем, как тебе каждый год обновлять костюм.

Вась, у нас полгода не решается проблема с кафелем. Если ты не можешь, я могу решить этот вопрос сама

Вася, я боюсь, что у нас нет финансовых запасов. Давай придумаем, как восстановить вклад

Первый вариант претензий — это «Охеревшая капризная курица не следит за клювиком». Второй вариант — «Два взрослых человека думают, как им повысить качество жизни».

Так вот, я к чему: не давайте пропагандистам превращать себя в охеревших капризных кур.

Разобрался, как сделать операцию на сердце

Когда-то давно в Т—Ж мы придумали формат представления автора. Прямо в начале статьи стоит фотография автора и подпись вроде такой:

Олег Иванов, юрист

Задача была в том, чтобы у читателя был повод нам довериться. Раз статью пишет юрист, наверное, он в чем-то разбирается (хехех, на самом деле — необязательно).

Почти сразу возникла проблема — статьи о финансах, законах и налогах нам писали люди, которые по роду деятельности к этим финансам не относились:

Оля Иванова, редактор

Тогда появилось требование писать в подписи, почему этому человеку можно доверять. Например, квартиру о покупке квартиры в Подмосковье нужно было подписать так:

Оля Иванова, купила квартиру в Подмосковье

Прошло время, и сам собой народился такой формат:

Олег Иванов, разобрался в налогах
Олег Иванов, разобрался в оформлении прав собственности
Олег Иванов, разобрался в современных протоколах лечения опухолей мозга

Аналогично:

Олег Иванов, поговорил с экспертами
Олег Иванов, изучил вопрос

У этого формата есть проблема: почему я должен доверять Олегу? Насколько он хорошо разобрался? А что если он разобрался по галимым рерайтам из интернета и его мнение не стоит ничего? А что за эксперты?

Для многих изданий это не проблема — там уже плевать на репутацию и отношения с читателем, лишь бы лился трафик. Но если вам важен авторитет издания и достоверность информации, лучше найдите способ создать доверие. Например, так:

Эксперт — Игорь Петров, кардиохирург, практикует с 2000 года.
Записал Олег Иванов, редактор

Студентам Школы редакторов это обязательно, статья входит в редакторский чеклист.

Математические знаки в тексте

В работах студентов Школы редакторов вижу много таких заголовков:

Кондиционер = пожар?
Овечья шерсть ≠ грипп!
Зов сердца > московские пробки
Терпение + труд = хороший результат

Это всё — шарады: читателю нужно напрягаться, чтобы их разгадать. Если вы не уверены, что читатель будет готов разбираться в ваших шарадах, то лучше их не использовать:

Кондиционер защищен от возгорания
Овечья шерсть безопасна
Зов сердца сильнее московских пробок
Терпение и труд дают хороший результат

Особенно осторожно, когда по смыслу нужно что-то отрицать или опровергать. Об этом в следующей статье.

Хайп-чек

Как понять, что человек использует популярную тему для продвижения себя? (По-простому — хайпожорит) Посмотрите, писал ли он на эту тему две недели назад и будет ли писать о ней ещё через две недели. Если человек пишет только о том, что сейчас в тренде, — перед вами хайпожор.

Если человек действительно заинтересован в Юлии Цветковой, правах меньшинств, феминизме и бодипозитиве, он писал об этом в июне, пишет сейчас и будет писать в августе. Год назад он об этом тоже, скорее всего, писал. Если же в июне его волновал только ковид и кровожадный Путин — перед вами хайпожор. Проверьте через две недели: он забудет о Юлии Цветковой так же, как о ней забудет редакция Вондерзина.

Если человеку было интересно улучшение городской среды, то он будет писать об этом примерно всё время, а не только во время выборов в Мосгордуму. Как там дела, кстати? Следите за политической деятельностью Дарьи Бесединой? (а она есть)

Как там дела у Греты? Пластик выловили из океанов? Буллинг победили? Блэк лайвс еще мэттер? Подарили Бэлле какой-нибудь набор?

В хайпожорстве ничего плохого нет: люди склонны к массовому помешательству, им нужно общение. Когда очередная редакторица на удаленке рассказывает свои теории заговора по ковиду и выгоранию, это можно понять. Все психуют, всем трудно, давай обнимемся и будем жить дальше.

Но бывает, что тебе нужен не флюгер, а парус.

Феномен говнохранителей

Блогер Илья Варламов использует прекрасный термин: говнохранители. Когда таким людям указываешь на проблемы, они начинают яростно их оправдывать.

Например, Варламов рассказывает о проблемах условного Омска: ямы, мусорки, неудобная застройка. А жители Омска в комментариях доказывают ему, что эти проблемы исторически обоснованы, а в Москве все еще хуже, а в Америке вообще негров вешают. Проще говоря, «защищают родное говно». Вот подробная тирада Варламова на эту тему:

То ли для красного словца, то ли искренне Варламов не понимает, как можно защищать то, что портит людям жизнь. Я вижу такое объяснение:

Когда кто-то критикует мой город, я могу принять это на свой счет: если мой город плохой, то и я, получается, плохой. А мне неприятно, когда кто-то ко мне так относится. Мне нужно найти способ оправдать себя. И я нахожу какую-нибудь чушь вроде «климат плохой», «бюджета нет», «менталитет не тот» и, конечно же, «ты, Варламов, просто на подсосе у Госдепа и враг народа».

В итоге Варламов въезжает на белом броневичке и говорит: «Смотрите, говно!» И он имеет в виду «обратите внимание на эти проблемы, чтобы улучшить нашу городскую среду». А люди слышат: «Вы говно, посмотрите на себя». И реакция соответствующая.

Таким людям остро не хватает принятия себя и ощущения границ. Когда у человека с этим всё в порядке, он умеет разделять, где он, а где окружающий мир; где проблема, а где оскорбление. Когда кто-то ругает его город, он не воспринимает это на свой счёт.

Правда, эти же люди через пять минут после прослушивания ругательного ролика про условный Омск зададут резонный вопрос: «Какие у тебя, Илья, предложения?»

У всех моих учеников

Обалденный булшит-заход: «Все мои ученики...» — и дальше что-то желанное. Если не хотите писать «все» — пишите «почти все» или «многие». Будет так:

Многие мои ученики находят работу в первые полгода после окончания курса
Многие мои ученики пишут для топовых российских изданий
Все мои ученики обретают гармонию в личной жизни

Почему это логически непротиворечиво. Допустим, я ученик, и я хочу найти работу. Я прошел курсы, а потом пошел искать работу. За два-три месяца я в любом случае найду работу — не могу же я полгода сидеть трутнем. Это может быть работа не по специальности. Может быть, эта работа никак не связана с тем, чему меня учили на курсе. Мне просто это было очень нужно:

Нужна работа → Пошел на курс → Сделал еще 99 дел в направлении поиска работы → Нашел работу

Осталось связать это в мнимую причинно-следственную связь: будто я нашел работу именно благодаря курсу:

Пошел на курс → Нашел работу

Можно так написать про какой-нибудь бизнес-акселератор:

«Все наши участники запускают собственный продукт и привлекают инвестиции в первый же год после старта программы».

Ну правильно: если ты пошел в акселератор, значит, твои действия и так направлены на запуск продукта и привлечение инвестиций.

Результаты конкурса с «Тильдой»

В начале июня 2020 года прошел конкурс «Тильда зовёт». У участников стояла задача придумать, каким станет издание Tilda Education через год.

На конкурс подано 96 работ, 88 из них технически корректны, 82 человека сдали работу до дедлайна.

Работы победителей:

Владимир Кравчук

Алина Мишуренко, Оля Зонова, Дима Носульский

Ваге Вермишян

Вячеслав Уфимцев

Все участники и результаты

Ниже — мои впечатления, анализ и критика.

Не рассказывай, а показывай

Многие авторы предложили своё видение в виде текста, но не показали ни одного скриншота будущего сайта. Очень мало прототипов и примеров, как будет выглядеть издание. Трудно вдохновить читателя, если не показывать ему картинки.

Например, в одной из работ: «Визуальный контент начинает лидировать. Человек предпочитает его, вместо погружения в смысл и содержание» — и далее в самой работе ни одного изображения.

Представьте, что Стив Джобс вышел на сцену и рассказал что-то чисто на словах.

Спрятали контент

Большая ошибка — не показывать полезное, а сначала спрашивать о чем-то пользователя. Вот эти все схемы — провальные, потому что будут снижать число читателей:

Сначала расскажи нам о своих задачах, а потом мы тебе покажем статьи под твои запросы

Сначала настрой умную ленту, а потом у тебя будет персональный поток материалов

Скажи нам, кто ты — дизайнер, маркетолог или редактор, — и мы тебе всё подберем

На любой витрине нужны крупные выразительные «товары» — в нашем случае это будут статьи. Должны разбегаться глаза от изобилия, на каждую из них должно хотеться кликнуть. Прятать ничего нельзя, даже с самыми благими намерениями.

Просто нереально

Самые сильные работы — те, которые используют существующие, доступные и легко применимые технологии: комментарии, пользовательский контент, рейтинги. Важно понимать, что любая авторская разработка — это дорого, и в случае с изданием, скорее всего, нерентабельна. Это же касается создания собственных приложений для сайта, а также интеллектуальных чатботов и умных помощников. Такая разработка сделает издание убыточным на многие годы.

Съемка видео — тоже дьявольски дорогая и сложная штука.

Но самый дорогой ресурс — это время экспертов. Во многих работах есть идея, что Tilda Education становится таким местом, где живой наставник тебе бесплатно помогает с твоим сайтом и отвечает на вопросы. Живой наставник в таком формате стоит десятки тысяч рублей. Делать такое бесплатно — никакая экономика не сойдется. А за деньги — выгоднее нанять дизайнера, чтобы он не советовал, а делал.

И наоборот: мне очень понравились работы, в которых авторы предлагают начать переупаковывать старые, уже написанные материалы. Они уже есть, мы за них уже заплатили — почему бы не показать их людям снова, в другом виде, в более удобном формате? Ресайзы — хорошее решение.

Делай хорошо, а плохо не делай

Было много работ в духе «Нужно перестать писать неинтересные статьи и начать писать интересные». Проблема в том, что сейчас люди в «Тильде» и так пишут то, что им кажется интересным.

Гораздо ценнее конкретные примеры: вот берем статью с таким-то заголовком. У нее такие-то проблемы. Вот как мы их решаем. Вот что получается. Вот было, вот стало, показали на примере.

Многие участники ошибочно решили, что их дело — только стратегия. А исполнение, мол, потом кто-то за них придумает. Главное — наметить будущее в общих чертах.

Так вот: будушее намечать, безусловно, нужно. Но чтобы эти наметки превратились в реальный продукт, нужен конкретный план. Он может оказаться ошибочным или измениться по ходу, но всегда нужно с чего-то начинать.

Поздравляю победителей

На вершине рейтинга — достойные работы. Если вам нужны люди в медиа или вы хотите это медиа запустить, присмотритесь.

Участникам — спасибо. «Тильде» — спасибо.

Зачем участвовать в таких конкурсах

«Вызов Главреда» устроен так, что даже если вы не выиграли, участие дает вам преимущество на бирже Главреда. Результат конкурса можно положить в портфолио. Можно засветиться перед работодателем, причем не перед одним, а сразу многими. В общем, кому интересна хорошая работа и карьерный рост — приходите на конкурс. Это не единственный способ расти, но довольно простой и приятный.

А победители еще и деньги получают.

Личного опыта недостаточно

Это для студентов Школы редакторов и немного для современных медиажурналистов всея Руси.

Когда вы будете выбирать тему курсовой, у вас может быть соблазн выбрать тему из того, что с вами было недавно. Например, недавно делали ремонт — вот как выбирали бригаду. Недавно родили — вот как выбирать няню. Купили квартиру — вот как проверять документы.

Личный опыт в этих делах, безусловно, важен: это топливо, чтобы вам было интересно писать. Но представьте на примере строительной бригады:

Вам попалась порядочная бригада, они четко всё делали в срок. Вы не знаете, как бригады могут косячить по срокам.

Ваш прораб был гражданином России и сам предложил подписать с вами договор. А есть много прорабов из других стран, которые при виде договора растворяются в тумане.

Бригада не жила у вас в квартире во время ремонта. А есть бригады, которые живут

Ваш опыт одного ремонта нерепрезентативен. Может быть, вы хлебнули горюшка, а может быть, всё прошло гладко. И если писать статью только на основании этого личного опыта, вы упустите что-то существенное для читателя.

Что делать: заручитесь поддержкой одного-двух экспертов (в случае с ремонтом — прорабов). Это должен быть человек, который знает отрасль. Для вас это один ремонт, а для него — новый ремонт каждую неделю. Он должен повидать многое и знать многое. Попросите его рассказать самые дикие истории из опыта.

Еще можно поискать форумы, где этих людей много; группы, где эти люди обмениваются знаниями. В некоторых отраслях есть книги, на которые все ссылаются.

Ваш опыт — это хорошо, но, скорее всего, недостаточно.

Прочитайте еще об этом: я, снова я, опора на личный опыт в начале

Свойства + преимущества

Идешь такой и ХОБА ВИДИШЬ СВОЙСТВО ПРОДУКТА РРРАЗ И НАПИСАЛ ПРЕИМУЩЕСТВА ТАКОЙ ААААААААААААРРРГХ

СДЕЛАН ИЗ СПЛАВА ЧУГУНА И СВИНЦА + ПОЭТОМУ ПРОБИВАЕТ ПСИХБРОНЮ ТОЛЩИНОЙ В ДВА ПАЛЬЦА

ВЫКОВАН ЛУЧШИМИ ВЫКОВАТЕЛЯМИ МОРДОРА + ПОЭТОМУ ВЫДЕРЖИВАЕТ ПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД ХОББИТА БИЛЬБО БЭГГИНСА

ТРОЙНОЕ ЭЛЕРИЕВОЕ НАПЫЛЕНИЕ + ДЕЛАЕТ ЕГО НЕПРОНИЦАЕМЫМ ДЛЯ ПОРЧИ И СГЛАЗА

Твердотельного накопителя на 1 ТБ + хватит на столько-то часов видео

Благодаря защите по стандарту IP-такому-то + можно снимать видео под водой на глубине до 100 метров

Очухался и идешь дальше.

Феминитивы в обычных изданиях

Есть нишевые издания — о феминизме, маскулинизме, экоактивизме, пессимизме, акционизме, сталинизме, плоскоземлизме и чем угодно еще. Их аудитория идеологически заряжена и хочет говорить со своим любимым изданием на близком и понятном им языке.

Такие нишевые издания могут и должны использовать собственные термины. Они говорят читателю: «Мы свои, мы в теме, и ты тоже говори на нашем языке и будь в теме». Такие издания должны изобретать собственный язык, внедрять новые словечки и превращать свой партийный съезд в вечеринку. У каждого сообщества должен быть такой сленг, иначе неинтересно.

И есть обычные издания, где нет тесного сообщества и тематической тусовки. Там лучше следовать правилам русского языка.

Допустим, у вас в редакции спор: «блогер» или «блогерка»? Открываете толковый словарь Кузнецова в последней редакции (2014 год). Там есть слово «блогер», но нет слово «блогерка». Значит, используем «блогер».

Или принес вам автор статью со словом «режиссерка», а вы глядь в словарь — а по Виноградову правильно «режиссерша».

Или внезапно у тебя статья про «инженерок». Смотришь, а нет такого слова. Есть слово «инженерша». Дай бог им здоровья, инженершам. Инженерам тоже.

Или всё зашло так далеко, что в статье мелькнула «гастарбайтерка». Открываем словарь, а там только «гастарбайтер». Ну всё, значит.

Но скоро все опомнились и принесли вам статей про инфлюенсерш, инфлюенсерок и инфлюенсериц. Смотрите в словарь: там нет ни инфлюенсеров, ни инфлюенсериц, никого вообще. Тогда открываете редполитику и убористо вписываете любой вариант, который близок сердцу. И используете его.

Вот и сказочке конец.

Продуктивность

Для меня хороший показатель продуктивности — когда еще только среда, а уже сделаны все дела на понедельник.

На прошлый понедельник.

2020  

Высшие силы и правильная жизнь

Я медленно надеваю свое белое пальто и читаю вопрос от зрителя в Ютубе:

Хотела бы узнать ваше мнение: расскажите, пожалуйста, как на ваш взгляд, должен писать начальник, то есть хороший грамотный начальник? Нормально ли начальнику писать «сделай, изучи, найди и др.» без пожалуйста, и спасибо в конце, хоть и по работе подчиненного, то есть то, что входит в сферу деятельности этого подчинённого?

В вопросе есть слова «должен», «грамотный» и «нормально». Он подразумевает, что существует некая высшая сила или объективная система правил, которая диктует, как общаться. И если твое поведение вписывается в правила, то ты молодец, и высшая сила обеспечивает тебе хороший результат. Если не соответствует, то высшая сила наложит на тебя санкции.

Я считаю так: высшая сила если и есть, то она явно не занимается зарплатами копирайтеров и не заглядывает в чатики. Поэтому гораздо продуктивнее переформулировать вопросы со словами «если» и «вероятность», и тогда ответы придут сами собой:

Должен, нормально

Если, вероятность

Как должен общаться руководитель?

Если руководитель будет говорить «пожалуйста», повысится ли вероятность того, что люди будут выполнять его задачи лучше?

Какие навыки должен иметь современный редактор? Должен ли он уметь верстать? Должен ли он уметь настраивать таргет?

Если редактор умеет верстать и настраивать таргет, повышается ли для него вероятность найти более высокооплачиваемые заказы?

Какова справедливая цена на услуги копирайтера? Нормально ли брать 10 тысяч рублей за текст?

Что я могу сделать, чтобы повысить свои шансы продавать текст за 10 тысяч рублей?

Можно ли обращаться в письме «Коллеги»?

Каковы будут последствия, если я буду обращаться в письме «Коллеги»?

Должен ли клиент прописывать копирайтеру четкое ТЗ? Нормально ли отказаться от проекта без ТЗ?

Как четкое ТЗ от клиента влияет на вероятность успешного проекта? Что если клиент не может написать четкое ТЗ — как тогда повысить вероятность успешного проекта?

Если переформулировать вопросы в таком ключе, сразу становится как-то уверенно и спокойно. Больше нет высшей силы, к которой нужно подстроиться и чьи желания угадать. Вместо высшей силы — твоя собственная воля. Уже не ты ждешь, что мир тебя вознаградит, а ты сам думаешь, где и как получить нужный тебе результат. Душа наполняется ликованием, в теле приятный подъем, сразу хочется брать ответственность за свою жизнь.

Мода на инфантилизм

В нулевых в моде был был культ успеха: считалось почетным быть молодцом, много работать и зарабатывать, быть успешным, брать на себя ответственность, даже в каком-то смысле быть карьеристом. В тренде было хотеть стать лучше. Отсюда вся эта мода на книги и курсы по саморазвитию.

В конце десятых началась мода на инфантилизм: сейчас модно быть слабым, беззащитным, когда тебе все должны, твои права притесняют, а главная цель в жизни — научиться принимать себя со всеми своими недостатками. То есть не недостатками, а особенностями.

Если бы я создавал медиа в начале-середине десятых годов, оно бы обещало читателю что-то вроде «Больше зарабатывать», «Жить лучше», «Быть крутым». Чтобы быть в тренде сейчас, нужно делать медиа типа «Расскажи нам, как ты какаешь».

Эта мода пройдет.

Откуда брать темы для публикаций, если не о чем писать

Допустим, вы редактор или дизайнер. Вот вам контент-план.

Повестка. Путин выступил с речью — разберите речь. Разберите кадр. Разберите дизайн новой айдентики. Прокомментируйте что-то, что сделали другие люди.

В мире люди постоянно сходят с ума из-за какой-то темы, которая прямо или косвенно связана с вашей работой — сейчас это коронавирус, за неделю до него был экономический кризис. Сейчас выйдем с карантина, и жизнь пойдет своим чередом: Трамп, Мишустин, Жириновский, Навальный, Дом-2 и Собчак, Малышева, Минаев, Лебедев, Захарова, Тунберг, Ассанж — насос СМИ продолжит накачивать наши ленты.

Работа. У вас постоянно происходят рабочие ситуации — проблемы, конфликты, недоразумения, обычная рутинная работа. Всё это — темы для публикаций. А в идеале — это рассказы о ваших проектах, по-модному — кейсы.

Клиенты. У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон. Что вам надо? Шоколада! Подождите, я пишу пост о влиянии шоколада на кожу слонов.

Сообщество. Вы состоите как минимум в трех профессиональных чатиках, где все ноют про хреновые вакансии и перемывают кости коллегам в других чатах. Но иногда, раз в 3-4 месяца, у вас там случаются профессиональные обсуждения. Не тратьте энергию на трёп в чате: сразу делайте публикацию в блоге.

Читатели. Сделайте пост в Фейсбуке: «Ребята, что вам интересно узнать о...?». Пять комментариев — пять тем для постов. Если стесняетесь сами — найдите коллегу, который сделает ровно то же самое, и подсмотрите в его комментарии.

Вопросы Мейл-ру. Ребята во дворе говорили, что там кипит жизнь.

Колебания эфира. Идешь такой по улице, и вдруг — вжух — идея. Присел на корточки и написал лонгрид.

Единственное, откуда я бы не советовал черпать темы для поучительных статей — когда с вами плохо обошлись в какой-то компании, и вы решили отомстить. Например, какая-то дура в торговом зале вам нахамила, а вы в ответ пишете опус «Как прыщавая дура может разрушить весь ваш клиентский сервис». Эта мода прошла в 2009 году, не позорьтесь, мамзель.

2020   дурь

Эффект гороскопа

Вот две банальнейшие фразы:

Необдуманные поступки и эмоциональные решения могут привести к плачевным результатам. Взвешивайте свои действия и слова, даже если вас разрывает от гнева.

Решительность и активность — ключ к успеху. Если вы поставите себе цель и будете к ней двигаться, со временем у вас всё получится.

Их можно сказать любому человеку и применить к любой ситуации, и они будут верны. Можно сказать, что это трюизмы.

Но чу!

В российском Фейсбуке необдуманные поступки и эмоциональные решения могут привести к плачевным результатам. Если вы пользователь Фейсбука в 2020 году, взвешивайте свои действия и слова, даже если вас разрывает от гнева.

В нашем редакторском деле решительность и активность — ключ к успеху. Если вы поставите себе редакторскую цель и будете к ней двигаться, со временем у вас как у редактора всё получится.

То есть я хотел сказать:

Тельцы: на этой неделе необдуманные поступки и эмоциональные решения могут привести к плачевным результатам. Звезды советуют взвешивать свои действия и слова, даже если вас разрывает от гнева.

Львам звезды напоминают: решительность и активность — ключ к успеху. Если лев поставит себе цель и будет к ней двигаться, со временем у него всё получится.

Короче, если взять трюизм и навешать на него конкретных обстоятельств, то будет ощущение, что это тебе лично дали совет, прямо для твоей жизни, максимально про тебя. Хочется сразу сделать репост и написать «Как точно!»

В пропаганде тоже работает.

Что делать, чтобы текст был ОГОНЬ

Представьте: клиент говорит, что в ваших текстах недостаточно ОГНЯ, поэтому нужно добавить в тексты ОГОНЬ. Он даже готов платить вам больше, если в текстах появился ОГОНЬ, ведь именно ОГОНЬ сейчас как никогда необходим.

Есть соблазн тут же бросаться добавлять ОГНЯ. Например, раскидывать по тексту метафоры, признаки разговорного стиля и прочие дешевые блестки. Но можно поступить умнее.

Представьте, что вы не автор, а парикмахер. И к вам (по предварительной записи, соблюдая все санитарные требования) приходит клиент и говорит, что прическа должна быть ОГОНЬ. Что вы сделаете?

Очевидно, что вы как минимум спросите, что такое ОГОНЬ в понимании клиента. Он скажет «Не знаю, вы же специалист». И вы как специалист такие ХОБА и достаете папку с, прости господи, референсами:

Клиент смотрит такой: «Не, вы меня неправильно поняли. Прическа должна быть классическая, просто... Как это? Ну, чтобы как будто воском покрытая, такая гладкая». Вы показываете клиенту примеры укладки и быстренько находите нужный вариант.

Или клиент говорит: «Нет, это всё не то. Мне нужно, чтобы с этой прической меня сразу взяли на работу директором банка, понимаете?». А вы ему: «Ой, это вам не ко мне, значит. Я парикмахер, а вам нужно к психиатру».

Переносим это на редактуру.

«Тексты должны быть ОГОНЬ» — это ничего не значащая фраза. Спросите у клиента, что он имеет в виду. Если он не знает, покажите примеры. Постарайтесь разобраться в задаче. Выясните, зачем клиенту ОГОНЬ, что он вкладывает в это слово и как он будет потом с этим ОГНЕМ обращаться. Может оказаться так, что от вас ожидают чего-то невозможного — тогда лучше не браться за проект.

А играть в угадайку с клиентом точно не нужно. А то знаю я: автор начинает судорожно переписывать текст в поисках ОГНЯ, не спать ночами, ложиться костьми за свои 50 ₽ за тысячу знаков... а это клиент просто давно в больничке не лежал.

Я, я, тысячу раз я

Вот три варианта текста. Какой из них в наибольшей степени сподвигнет вас прочитать дальше?

Первый

Вообще я очень внимательно слежу за своим состоянием. Впервые на этой самоизоляции я испытал новые для себя состояния: вялость, рассеянность, страх, внезапные навязчивые мысли. У меня было постоянное ощущение, будто время проходит стремительно, а работа не идет. Я ходил по своей квартире из комнаты в комнату, не в силах собраться. Моя продуктивность резко снизилась. Я посоветовался со своим психологом, и он сказал мне...

Второй

Вот я никогда не придавал значения внутренним состояниям. Я слышал, что у некоторых не очень сильных людей во время самоизоляции появляется вялость, рассеянность, страх и всякие навязчивые мысли. Но я смог с ними справиться! Вот я не понимаю, как можно жить с постоянным ощущением, будто время проходит стремительно, а работа не идет. Я просто сажусь и делаю! Мне не надо ходить по квартире из комнаты в комнату! Я просто делаю так, чтобы продуктивность не снижалась!

Третий

Очень хорошо, если вы внимательны к себе. Во время самоизоляции вы можете начать испытывать новые для себя состояния: вялость, рассеянность, страх, внезапные навязчивые мысли. У вас может быть ощущение, будто время проходит стремительно, а работа не идет. Может резко снизиться продуктивность. Всё это нормально: скорее всего, это реакция мозга на стресс и неопределенность. Если вы ощущаете подобные симптомы, это не ваша вина. Есть способы...

Гипотеза

Людям приятнее читать о себе, чем об авторе. Исключение — когда это личный блог, а люди специально приходят, чтобы приобщиться к личности автора.

Когда текст направлен на человека, ему неприятно ощущать критику со стороны автора. Исключение — если читатель специально попросил критики.

Поэтому, выбирая направление и тональность, разумнее использовать схему «ты в порядке», а не «я молодец». И тем более не «я молодец, а ты говно».

Текст для босса

Если по уму, текст нужно писать для читателя — то есть учитывать его интересы и потребности. Не интересы компании, не комплексы директора и не модные тренды, а именно читательские потребности. Это все знают.

Если, например, заказывают текст для промостраницы, то там ни у кого нет сомнений:

нужно отвечать на вопросы конечного покупателя;
нужно говорить на языке покупателя;
нельзя вдаваться в технические подробности, которые покупатель не понимает.

Но бывает текст, который нужен не покупателю, а боссу. Его заказывает босс, его пишут для босса, его читает босс. И тогда текст должен учитывать всё то, что важно боссу:

какая у него крутая компания;
какой он сам молодец;
какая у него репутация хорошая;
какие у него заслуги перед отраслью.

Это может быть текст о компании — часто компания устроена так, что текст о ней читает только сам руководитель. Это может быть статья в журнал типа «Я покупаю»: такая чисто рекламная статья, чтобы похвастаться перед корешами. Может быть, это текст для церемонии вручения какой-нибудь награды. Короче, текст для конкретного одного человека — босса.

Я считаю так: если текст для босса, нужно сделать его максимально для босса — чтобы тот хотел поставить его в рамочку и прикрутить к нему отдельное парадное освещение. Облить елеем, посыпать блестками, припудрить по последнему слову парижской моды, чтобы кубики пресса так и проступали из-под новейшего «Ролекса», а награды «За заслуги» бряцали фоном. Не жалко ведь. Человеку приятно!

Но если текст не для босса, а для клиента, то красавчиком должен быть клиент, а не босс.

Не путай!

Чем автор за 50 рублей отличается от автора за 150 тысяч

Есть авторы, которые работают по ставке 50 рублей за тысячу знаков. Параллельно есть авторы с зарплатой 70, 80, 100, 120 и 150 тысяч рублей в месяц, в среднем их текст стоит от 5 до 15 тысяч рублей. Вот в чем разница

Кто клиент

Допустим, твой заказчик — инсталеди с выручкой 100—150 тысяч рублей в месяц. Ты пишешь для нее весь текст для инстаграма. Эта инсталеди никак не заплатит тебе даже 50 тысяч рублей в месяц за твои услуги, потому что ей еще платить за фото и видео, плюс ей нужна прибыль.

Теперь представим, что твой заказчик — производитель деревянных домов с одним только средним чеком в районе 800 тысяч рублей. Не будет бредом предположить, что за хороший текст они готовы заплатить больше.

Насколько вы хороши

Есть компетентные авторы, которые понимают визуальное повествование, синтаксис, структуру и мир читателя. Их текст работает хорошо. Клиенты это видят и готовы платить больше, лишь бы этот автор продолжал работать с ними.

И есть люди, которые этому еще не научились, у них еще всё впереди. Они читают книги дальше обложки, проходят курсы до конца, делают домашку, изучают материалы и тянутся к новому. У них всё получится.

См. также: подборка курсов для развития профессиональных навыков.

За что вам платят

Есть сам текст — то, что авторы по 50 рублей сдают в виде вордовского документа.

Этот текст нужно сверстать, оформить, опубликовать, продвинуть и проанализировать эффективность. Тот, кто вбирает в себя эти функции, может брать за работу больше.

А еще есть клиентский сервис. В него входит, например:

понять задачу клиента, самостоятельно составить задание;
сделать работу вовремя и согласовать замечания;
согласовать работу с клиентом;
найти другие задачи, которые клиенту нужно решить;
выстроить для клиента систему, в которой ему будет удобно обращаться к вам;
провести оплату, при необходимости поучаствовать в закупках, оформить документы, выставить счета, отправить курьера;
обсудить задачу с первыми лицами компании, приехать на встречу в офис.

В некоторых проектах клиентский сервис — это 80% бюджета времени и денег. Если им серьезно заниматься, открывается доступ к более ответственным и высокобюджетным проектам. Одна только тендерная документация может занимать недели.

Сколько вы этим занимаетесь

Все всегда начинают с дешевых заказов. Постепенно вас начинают рекомендовать, вы повышаете цены, к вам приходят новые люди, вы становитесь всё более востребованным и известным. Нельзя сразу перепрыгнуть с 50 рублей за тысячу знаков на 50 тысяч рублей за статью. Сначала будет сто рублей, потом тысяча, потом 5 тысяч и так далее.

На кого вы смотрите

Вы сидите в чатах, общаетесь с коллегами. Относительно их строятся ваши жизненные ориентиры. Если вас окружают предприниматели, которые делают собственные текстовые бюро, то нет-нет — и вам тоже захочется открыть своё. Если вокруг вас все работают в корпорациях и выплачивают ипотеку, то скоро у вас тоже появится бейджик и уведомления с «Циана». А если все ваши друзья делают книги, то вот-вот вас тоже посоветуют кому надо.

У нас есть чат при «Мастерской», там за все годы работы не было ни одной копеечной вакансии. Но полно историй, когда искали редакторов в штат и на хорошую зарплату; редакторов книг. Один участник однажды произнес: «Я трачу в год более миллиона рублей на контент», и мы между собой хихикнули, потому что это не так много, как кажется.

Да просто посмотрите, на кого вы подписаны в Телеграме. Это может показаться эзотерикой, но если у человека ежедневная информационная диета состоит из ржаки и прокрастинации, какого результата он от себя ожидает?

Самый простой способ сейчас попасть в хорошую компанию, если вы только начинаете — у Иры Ильяховой.

Всё подвижное, всё меняется, всё в ваших руках

К счастью, 50 рублей за тысячу знаков — это не приговор, это всего лишь ступень. Если надоело — переходите на следующую. Если не хватает опыта — получите и наработайте, никто кроме вас этого не сделает. Вот подзамочный видеоролик из рассылки «Сильный текст» на эту тему:

Ранее Ctrl + ↓